Философия радости

Что такое Радость

Философия радости

Что такое Радость — это следующая статья в продолжение тематики рубрики смысл жизни, в которой рассматривается по сути и по смыслу такие важные, жизненные вопросы для человека  что такое Счастье , где проживаются глубина смыслов данных состояний человека, которые каждый из нас проживал, проживает или хочет научится проживать сейчас в личных и семейных отношениях.

Что такое Радость.

Лексема ра­дость есть название того, что чувственно открывается человеку в его земной жизни, обозначает умопостигаемую эмоцию, внутреннего пережива­ния.

Радость и ее синонимы ликование, торжество – обозначения положительного чувства, живущего в душе и сердце (духе) человека. Это чувство тяготеет к сфере высокого, духовного, небесного.

Удовольствие, то есть положительная чувственная реакция на приятное или полезное, возникает преимущественно (хотя и не только) на материальной основе. Удовольствие воспринимается в первую очередь как «радость тела». До середины ХIХ века радость и удовольствие функционируют как дублеты.

Существует радость от созерцания, от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни и иногда связываемая с последней беспричинная радость.

Определения  радости  в  словарях.

С. И. Ожегов «Словарь русского языка»    

  1. Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
  2. То, что (тот, кто) вызывает такое чувство.

Словарь русского языка

  1. Чувство удовольствия, удовлетворения.

Толковый словарь Даля (1863—1866)

  1. Внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая.

Радушие усердие, доброхотство, душевная готовность служить другим, делать добро и услуживать.
Радивость (свойство, качество) – усердное, горячее, участное старанье, служенье.

Википедия — свободная энциклопедия
Ра́дость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Положительная внутренняя мотивация человека.

Радость ассоциируется не только с удовольствием, а также с желанием (сравни древнеанглийское lusten — «радоваться» и «хотеть»).

Радость в религии: радость – служение Богу; радость как о плод духа Бога (письмо Галатам апостола Павла Гл 5:22).
Радость в философии: на высшей ступени познания, познания себя в Боге, происходит осознание Бога как причины радости (Спиноза).

Библейская энциклопедия.

Радость (I Петр. I, 8) — приятное душевное чувство, бывающее от получения или в ожидании какого-либо блага. Она считается между плодами Святого Духа (Гал. V, 22) и употребляется священными писателями для изображения всякого религиозного возбуждения.

Энциклопедия «Духовные стороны христианства»
Радости, где любовь, ибо любовь порождает радость, а «Бог есть любовь» и потому где Бог со Своею благодатью, там и радость.

А поскольку это сокровище, радость духовную, имеют внутри себя и всегда и везде носят ее в себе, то ничто ее отнять не может …
Ибо святое Евангелие есть радостная весть, и вера есть сердечное принятие Евангелия, поэтому приемлющие его непременно приемлют и духовную радость в сердцах … (Святитель Тихон Задонский, 1575—1576).

Энциклопедия эзотеризма.

Радость в теософии  — атрибут новой эпохи, способствующий эволюции человека, улучшению его кармы.

Ананда («блаженство», «радость») в индуизме и йоге — характеристика чистого сознания, которое есть первичная Реальность, субстанция всего сущего, именуемая Брахман. Понятие «А.

» также используется для обозначения блаженства, испытываемого в «А» — Майя Коша, когда сознание йога достигает этого уровня совершенства.

Антарова Конкордия «Наука радости».

Помни, что радость — непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят все, за что бы ты ни взялся.
Ни в какие мрачные или трагические моменты жизни нельзя забывать самого главного: радости, что вы еще живы, что вы можете кому-то помочь, принеся человеку атмосферу мира и защиты.

Радостью ткётся светящаяся материя духа, радостью вводится человек в единение с людьми, а следовательно, и со всей Вселенной.
Есть только одна непобедимая сила в жизни, и эта сила — Радость. Каждый раз, когда вам что-то не удается, когда вы хотите победить все препятствия и добиться результатов, побеждайте любя и радуясь.

Каждая ваша улыбка ускорит вашу победу и развернет в вас силы.
Сердце доброго — кратер любви, и маслом ему служит радость.

Афоризмы и высказывания о радости.

Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему, и мы бываем счастливы, обладая тем, что любим, а не тем, что другие считают достойным любви. (Франсуа де Ларошфуко).
Радость – это когда душа перестает просить то, чего у неё нет, и начинает радоваться тому, что есть.

(Абай Садыков).
Истинная радость, не будучи чужим подарком, (…) не подвластна и чужому произволу. Что не дано фортуной, того ей не отнять. (Луций Анней Сенека, младший).
Жизнерадостность – это не только признак здоровья, но ещё и самое действенное средство, избавляющее от болезней. (Сэмюэл Смайлс).

Легче отказаться от радости, чем от гордыни. (Поль Клодель).
Веселье – это манера поведения, тогда как Радость – это привычка ума. Веселье краткосрочно, радость же постоянна и неизменна. (Джозеф Аддисон).
Самое лучшее для человека проводить жизнь в наивозможно более радостном расположении духа.

(Демокрит).

Некоторые представления о радости в новую эпоху.

РАдОСТЬ есть питание Духа. Дух — Радость — Жизнь
Ость Ра (“Ра” – солнце) или Ость Ада. Радость или адость, гадость.
ОСТЬ — Столп. Столп Духа — жизнь

Радость – синтез частей единым духом. Если нет радости – какая-то часть «сдыхла», ушел дух из нее. Чтобы приобрести радость, надо насытить свои части духом. Радость возрождается через объединение частей духом.

Нет радости – Дух питается вами, есть радость – вы духом питаете свои части. Радость требует применимости, так как  Дух – это деятельность. Радость покидает, если нет применимости, нет действий.


Радость – это жизнь Духа в частях.

Радость – это  выражение Духа как источника жизни.
Радость – это выражение силы жизни в частях, данной Духом.

Источник: http://farazvitie.info/rubriki/smysl-zhizni/chto-takoe-radost.html

Что такое радость с точки зрения философии

Философия радости

Что такое Радость — это следующая статья в продолжение тематики рубрики смысл жизни , в которой рассматривается по сути и по смыслу такие важные, жизненные вопросы для человека что такое Счастье , где проживаются глубина смыслов данных состояний человека, которые каждый из нас проживал, проживает или хочет научится проживать сейчас в личных и семейных отношениях.

Лексема ра­дость есть название того, что чувственно открывается человеку в его земной жизни, обозначает умопостигаемую эмоцию, внутреннего пережива­ния.

Радость и ее синонимы ликование, торжество – обозначения положительного чувства, живущего в душе и сердце (духе) человека. Это чувство тяготеет к сфере высокого, духовного, небесного.

Удовольствие, то есть положительная чувственная реакция на приятное или полезное, возникает преимущественно (хотя и не только) на материальной основе. Удовольствие воспринимается в первую очередь как «радость тела». До середины ХIХ века радость и удовольствие функционируют как дублеты.

Существует радость от созерцания, от движения, радость от грусти, радость общения, радость познания, радость красоты, радость жизни и иногда связываемая с последней беспричинная радость.

Определения радости в словарях.

С. И. Ожегов «Словарь русского языка»

  1. Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
  2. То, что (тот, кто) вызывает такое чувство.

Словарь русского языка

  1. Чувство удовольствия, удовлетворения.

Толковый словарь Даля (1863—1866)

  1. Внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая.

Радушие усердие, доброхотство, душевная готовность служить другим, делать добро и услуживать. Радивость (свойство, качество) – усердное, горячее, участное старанье, служенье.

Википедия — свободная энциклопедия

Ра́дость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Положительная внутренняя мотивация человека.
Радость ассоциируется не только с удовольствием, а также с желанием (сравни древнеанглийское lusten — «радоваться» и «хотеть»).
Радость в религии: радость – служение Богу; радость как о плод духа Бога (письмо Галатам апостола Павла Гл 5:22).
Радость в философии: на высшей ступени познания, познания себя в Боге, происходит осознание Бога как причины радости (Спиноза).

Библейская энциклопедия.

Радость (I Петр. I, 8) — приятное душевное чувство, бывающее от получения или в ожидании какого-либо блага. Она считается между плодами Святого Духа (Гал. V, 22) и употребляется священными писателями для изображения всякого религиозного возбуждения.

Энциклопедия «Духовные стороны христианства» Радости, где любовь, ибо любовь порождает радость, а «Бог есть любовь» и потому где Бог со Своею благодатью, там и радость.

А поскольку это сокровище, радость духовную, имеют внутри себя и всегда и везде носят ее в себе, то ничто ее отнять не может …

Ибо святое Евангелие есть радостная весть, и вера есть сердечное принятие Евангелия, поэтому приемлющие его непременно приемлют и духовную радость в сердцах … (Святитель Тихон Задонский, 1575—1576).

Энциклопедия эзотеризма.

Радость в теософии — атрибут новой эпохи, способствующий эволюции человека, улучшению его кармы.

Ананда («блаженство», «радость») в индуизме и йоге — характеристика чистого сознания, которое есть первичная Реальность, субстанция всего сущего, именуемая Брахман. Понятие «А.

» также используется для обозначения блаженства, испытываемого в «А» — Майя Коша, когда сознание йога достигает этого уровня совершенства.

Антарова Конкордия «Наука радости».

Помни, что радость — непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят все, за что бы ты ни взялся.

Ни в какие мрачные или трагические моменты жизни нельзя забывать самого главного: радости, что вы еще живы, что вы можете кому-то помочь, принеся человеку атмосферу мира и защиты.

Радостью ткётся светящаяся материя духа, радостью вводится человек в единение с людьми, а следовательно, и со всей Вселенной.

Есть только одна непобедимая сила в жизни, и эта сила — Радость. Каждый раз, когда вам что-то не удается, когда вы хотите победить все препятствия и добиться результатов, побеждайте любя и радуясь. Каждая ваша улыбка ускорит вашу победу и развернет в вас силы.

Сердце доброго — кратер любви, и маслом ему служит радость.

Афоризмы и высказывания о радости.

Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему, и мы бываем счастливы, обладая тем, что любим, а не тем, что другие считают достойным любви. (Франсуа де Ларошфуко).
Радость – это когда душа перестает просить то, чего у неё нет, и начинает радоваться тому, что есть.

(Абай Садыков).
Истинная радость, не будучи чужим подарком, (…) не подвластна и чужому произволу. Что не дано фортуной, того ей не отнять. (Луций Анней Сенека, младший).
Жизнерадостность – это не только признак здоровья, но ещё и самое действенное средство, избавляющее от болезней. (Сэмюэл Смайлс).

Легче отказаться от радости, чем от гордыни. (Поль Клодель).
Веселье – это манера поведения, тогда как Радость – это привычка ума. Веселье краткосрочно, радость же постоянна и неизменна. (Джозеф Аддисон).
Самое лучшее для человека проводить жизнь в наивозможно более радостном расположении духа.

(Демокрит).

Что значит СЧАСТЬЕ? с философской точки зрения!

Высшая степень счастья может переходить в состояние экстаза.

Иван Ефремов в научно-фантастическом романе «Час быка» так описывает своё понимание счастья:

— А из чего оно складывается, ваше счастье?— Из удобной, спокойной и свободной жизни с одной стороны. А также из строжайшей самодисциплины, вечной неудовлетворённости, стремления украсить жизнь, расширить познание, раздвинуть пределы мира.— Но это же противоречит одно другому!

— Напротив, это диалектическое единство и, следовательно в нём заключено развитие!

Иван Ефремов утверждает, что счастье не может быть достигнуто без построения отношений с другими людьми. О том же говорит Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Планета людей» — его главный герой приходит к такому выводу в последних главах книги.

Американский писатель Брайан Трейси в своей книге «Достижение максимума» называет счастье естественным природным состоянием человека. Он утверждает, что возможно «личное счастье» , но искать его надо не в материальной сфере: «Самое главное ваше сокровище — это мир в душе» .

Достижение мира в душе должно стать центральным принципом вашей жизни. Оно должно стать главной целью, по отношению к которой все остальные цели играют подчинённую роль. В действительности, вы можете быть по-человечески счастливы только в той мере, в которой способны достичь мира в душе.

В этой же книге утверждается, что установка «Счастлив тот, кто умирает с наибольшим количеством выигранных игрушек» — неверна.

Понимание счастья субъективно (каждый определяет его по-своему) , но для достижения этого состояния любому человеку достаточно устранить из своего сознания все отрицательные эмоции, от страха и беспокойства до самой разрушительной эмоции — злости.

В своей книге Брайан Трейси утверждает, что счастье недостижимо без установления взаимоотношений с другими людьми.

Джордж Озава пишет следующее:

«Счастье тысячи лет назад определялось в восточных сказаниях как зависимость от пяти причин:

Философия радости

Поискав слово «радость» в философском словаре, вы мало что найдете. А если набрать его в компьютере, всемирная паутина, скорее всего, перенаправит вас к слову «счастье». Значит ли это, что в философии нет места радости? Большинство мыслителей относятся к ней с недоверием: слишком уж много от нее беспокойства.

Для Платона она означает потерю контроля над собой и граничит с безумием. Философы-стоики, стремившиеся к атараксии – состоянию покоя и отсутствия страстей, считали радость слишком шумной, слишком физиологичной. Их собратья-эпикурейцы искали счастья, которое для них состояло лишь в отсутствии страдания: особо радоваться тут нечему.

В радости как будто бы видит цель жизни древнегреческий философ Левкипп. Но он говорит прежде всего об особом чувстве эстетического ликования, которое мы испытываем при виде всего доброго и прекрасного. Не иначе как античные философы слишком предавались созерцанию.

Их взгляд, устремленный к возвышенным идеалам, не мог отдать должное динамизму такого чувства, как радость. Зато «радость» – важнейшее понятие для Бенедикта Спинозы и Фридриха Ницше, которые видят в ней синоним существования. И для Анри Бергсона, уподобляющего ее «творческому порыву».

Все мыслители, всерьез интересовавшиеся этим чувством, утверждают: человек становится по-настоящему человеком только в радости!

Радость делает нас сильнее

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632–1677, Нидерланды)

Приступая к «Трактату об усовершенствовании разума», Спиноза находится в поисках этики – способа жить и мыслить, который соответствовал бы природе человека, состоящей в единстве души и тела, подчиненных эмоциям и желаниям. Голландский философ не приемлет чувства, которые нас порабощают (делают пассивными): сковывающую грусть, отчаяние, гнев, страх и суеверие.

Высшая радость не может заключаться в реализации навязчивого желания, в утолении наших призрачных фантазий, а только лишь в просвещенном действии, в основе которого лежит знание. Чем больше мы знаем и понимаем, тем полнее наша радость и тем одновременно мы становимся лучше и сильнее.

Для этого мыслителя, боровшегося с предрассудками и заблуждениями, чьи сочинения запрещала цензура, радость познания тесно связана с постепенным преодолением привычек и норм, навязанных общепринятой идеологией. Спинозовская радость – это радость человека, жаждущего свободы. Это «положительная страсть», заставляющая нас через удовлетворение своих желаний делаться сильнее и совершеннее.

Она дает нам уверенность в том, что, даже будучи закованными в цепи, мы будем свободны и могущественны, если не перестанем мыслить.

  • Мартин Бубер «Хасидские истории. Первые учителя» Мосты культуры / Гешарим, 2006.
  • Владимир Янкелевич «Ирония. Прощение» Республика, 2004.

Она помогает нам переносить жестокость судьбы

Фридрих Ницше (1844–1900, Германия)

Значительную часть сочинений Ницше можно рассматривать как горячий призыв к воодушевлению и радости. Великий меланхолик со слабым здоровьем полагал, что эти чувства не приходят сами по себе. Поэтому Ницше обращается не к сверхчеловеку, а к любому из нас, к тем, которым знакомы уныние, апатия, фрустрация.

Он стремится убедить нас не поддаваться пессимизму, но в то же время предостерегает против легких путей: «Жизнь – источник радости, но всюду, где пьет толпа, родники отравлены».

По мнению немецкого философа, радость – это борьба (как и само существование – вечный трагический конфликт между противоположно направленными силами), она всегда стремится к чрезмерности и граничит с опьянением.

Потом наше «Я» приходит в себя и вновь становится силой, утверждающей себя перед лицом того, что должно произойти: «Это событие, эта ситуация, которые я не могу изменить, я соглашаюсь с ними, я принимаю их». Воля – и желание – весело подтверждают эту решимость. Ну же, зовет нас Ницше, жизнь – это здесь и сейчас!

Она утверждает победу жизни

Анри Бергсон (1859–1941, Франция)

Французский мыслитель Анри Бергсон – истинный «философ радости»: для него она – лучшее доказательство того, что жизнь побеждает. Как отличить ее от удовольствия? Она глубже, дольше длится, более «настоящая».

Она всегда сопровождается чувством попадания в такт, ощущением полного согласия с самим собой: «Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется».

Удовольствие нам приятно, от него нам хорошо, оно необходимо, потому что побуждает нас размножаться (сексуальное удовольствие) и оставаться здесь, на земле, но оно не имеет того универсального духовного измерения, которое открывается нам в радости.

Она с нами, когда мы стремимся повысить уровень сознательности человечества, когда работаем над собой, пытаясь стать внутренне лучше, когда делимся с другими плодами этих усилий и передаем их следующим поколениям.

Она с нами, когда дух одерживает верх над препятствиями, ускользает от тягот и инерции материального мира. Бергсон неоднократно воспевает превосходство великих мистиков и моралистов. Но и любой человек, выдвигающий прекрасную новаторскую идею, преображающий людей и порядок вещей, получает доступ к неподдельной радости, а через нее и к возможности «творить» самого себя.

Какую радость дарит вера?

Философские представления о радости опираются не только на духовный, но и на религиозный опыт разных культур. Размышляют философ Григорий Тульчинский и экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова.

«В восточной традиции, при всей общей ее ориентации на аскетизм, есть чань-(дзен)-буддизм, находящий в радости путь к просветлению (сатори), – рассказывает философ и культуролог Григорий Тульчинский.

– Радости жизни, праздничность свойственны и иудейской вере: это можно заметить на примере празднования Хануки, Пурима, еженедельной субботы.

Всем знакомы радостные мелодии, уходящие корнями в эту традицию».

Источник: https://notimpotent.com/chto-takoe-radost-s-tochki-zreniya-filosofii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.