< Каникулы: дайте детям правильную самостоятельность - Психолог

Каникулы: дайте детям правильную самостоятельность

Содержание

» Проводим школьные каникулы с пользой

Каникулы: дайте детям правильную самостоятельность

Совсем немного времени осталось до начала зимних каникул. Все школьники — от мала до велика — ждут их с нетерпением. Ведь каникулы — замечательная возможность выспаться, вдоволь нагуляться, пройти все уровни любимой компьютерной игры, лежать на диване и клацать пульт телевизора.

Безусловно, все родители мечтают о том, чтобы каникулы прошли для ребёнка с максимальной пользой. «Как с толком организовать отдых школьника во время каникул?», — этот вопрос беспокоит практически всех родителей.

Из этой статьи вы почерпнёте полезные практические советы о том, как выработать правильный подход к организации отдыха ученика на каникулах.

Каникулы — долгожданная пора прекрасного времяпрепровождения для детей и их родителей. Как сделать, чтобы ребёнок мог с пользой насладиться каждым мгновением отдыха? Необходимо правильно организовать его.

Нужно чётко понимать: от того, как ученик проведёт каникулы, как он отдохнёт, зависит успешность его обучения в следующей четверти.

Итак, базовые правила по организации отдыха школьника во время каникул:

  1. Соблюдаем режим. Время подъема и «отбоя», часы приёма пищи, гигиенические процедуры: всё это должно соответствовать возрасту и потребностям школьника.
  2. Следим за питанием. Постоянное употребление конфет, батончиков и прочих сладостей, газировки, еды из фаст-фуда не принесут здоровья ученику.
  3. Занимаемся спортом. Пусть ребёнок не забывает о ежедневной утренней гимнастике, а игры на свежем морозном воздухе прибавят бодрости, укрепят и закалят его.
  4. Расширяем кругозор. Предлагаем ученику интересные книги для чтения во время каникул, посещаем библиотеку.

Помним, что во время каникул самое главное — восстановиться после напряженной учёбы и подготовить организм к следующему учебному периоду. А варианты могут быть самые разные.

Планирование режима дня

Приступая к планированию содержания каникул для вашего ребёнка, прежде всего, выясните, как сделать это с максимальной пользой. Обратите ваше внимание на режим дня ученика во время каникул. Многих родителей тревожит вопрос: «Стоит ли позволить ребёнку изменить привычный режим дня в каникулярный период?».

То есть, позволить вставать позже обычного, сместить режим завтраков-обедов-ужинов, время прогулки и прочее. В этом случае всё индивидуально, родители вправе выбирать режим дня ребёнка во время каникул.

Лучше всего обратиться к индивидуальному подходу решения этого вопроса, потому что   один ребёнок нормально переносит подъем рано утром, а другой — тяжело адаптируется ко всяческим изменениям. Детям второго типа (чаще всего это относится к младшим школьникам) лучше оставить привычный для них режим, который был в учебное время.

Так мы не нарушим благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка. Можно просто немного сместить время подъёма и отхода ко сну: например, на 1 час. Всё-таки ребята утомились во время учёбы: пусть отдохнут.

Можно и совсем отказаться от чёткого соблюдения режима: пусть планы на день слегка откорректируют его. Однако при этом следует сохранять время продолжительности сна детей:

  • младшим школьникам врачи рекомендуют спать 10-11 часов
  • детям 10-11 лет — не меньше 10 часов
  • ученикам 12-14 лет — около 9 часов
  • старшеклассникам можно спать немного меньше (8 часов).

«Совет. Пусть ученики выспятся на каникулах, ведь часто во время школьных занятий они недосыпают, а это чревато неврозами, срывами, депрессивными состояниями».

Организм ребёнка должен восстановиться во время каникул — это основная цель отдыха между учебными четвертями. Это приобретает особую актуальность зимой, когда потребность сна увеличивается.

Где провести каникулы?

Нередко бывают ситуации, когда ребёнка не с кем оставить дома во время каникул. Хорошо, когда у родителей тоже каникулы или они могут взять отпуск. Но что делать, если провести каникулы вместе с ребёнком не представляется никакой возможности? Рассмотрим варианты.

  1. В гости к бабушке. Близкие родственники для того и существуют, чтобы выручать нас в сложных ситуациях. Школьник под присмотром бабушки на каникулах — неплохой вариант. О питании и режиме можно не беспокоиться, главное теперь — предложить идеи для досуга.
  2. Пришкольный лагерь. Есть случаи, когда такие лагеря функционируют и в межсезонье, а не только летом. Узнайте о наличии такого лагеря в школе.
  3. Туристическая поездка с классом. Если классный руководитель ещё и хороший организатор, то дети могут отправиться под его руководством в поездку по достопримечательностям страны. Это прекрасный способ обеспечить досуг ребёнка во время каникул, при котором работающие родители испытают облегчение. А школьник научится самостоятельности, крепче подружится с одноклассниками, увидит и узнает много нового. Такие поездки запоминаются на всю жизнь.

Как провести каникулы дома

Если же ребёнку предстоит остаться на каникулах одному дома, то не забывайте о его безопасности: проведите инструктаж, чаще звоните ему.

Расскажите, чем он может заняться дома, когда вы на работе:

  1. Давайте задания. Пусть прочтёт определённое количество страниц детской книги, а вечером перескажет. Пусть нарисует рисунок или подготовит стенгазету на заданную тему. А можно изготовить поделку, коллаж, аппликацию. Подскажите ребёнку идеи для интересных дел, и пусть он меньше просиживает у компьютера или перед телевизором.
  2. Давайте волю творчеству. Предоставьте возможность для творчества детей. Обеспечьте девочек пяльцами, нитками, схемами вышивок, красками, кистями и бумагой, а мальчиков — новым современным конструктором. Пусть занимаются, ведь новое всегда вызывает интерес.

Многим родителям легче усадить ребёнка перед компьютером или телевизором, чтобы он не ныл от безделья.

Однако не многие знают, что младшим школьникам рекомендуется проводить время у компьютера не больше 20 минут, а ученикам постарше — не более 30 минут.

Сидение перед экраном таит в себе опасность потери зрения, выработки плохой осанки, а слабая двигательная активность приводит и к появлению всяческих болезней. Поэтому тщательно продумайте, чем мог бы заниматься ребёнок, находясь дома.

Учимся, играя

Полезным во время каникул будет ненавязчивое развитие ребёнка в рамках школьной программы. Особенно это качается младших школьников. Организуйте игры-занятия вместе с ребёнком во время каникул.

  1. Чтение. То, что обязательно надо читать во время каникул – это факт. Посетите книжный магазин или библиотеку – пусть ребёнок сам выберет заинтересовавшую его книгу. Тогда и заставлять читать не придётся.
  2. Математика. Придумывайте для учеников младших классов игры с математическим уклоном. К примеру, «Клад» (где нужно считать шаги и выполнять несложные примеры), «Кулинарный шедевр» (где при приготовлении блюда можно тренироваться в мерах веса или поделить между гостями испеченные булочки). Обращайтесь за помощью к ребёнку: так он будет чувствовать свою значимость и с интересом выполнять ваши задания. Повторяйте таблицу умножения, расклеивая стикеры с заданиями по дому. Пользу принесут занятия с головоломками, игры в шахматы, лото и шашки.
  3. Развитие речи и логика. Общайтесь с ребёнком на прогулке, играйте с ним в устные игры, развивающие воображение, речь, логику, словарный запас.
  4. История, география, биология, химия, физика. Каникулы – лучшая пора, чтобы спланировать посещение музеев, тематических выставок, исторических мест. Школьник совершенно ненавязчивым путём пополнит свои знания, расширит кругозор, а то и увлечётся чем-то всерьёз.
  5. Эстетическое воспитание. Приобщайте ученика к лучшим образцам музыки, живописи, народного творчества. Каникулы – самое время сходить на выставку или концерт детской филармонии, а потом высказаться о своих впечатлениях.
  6. Уроки на каникулах. Вы знали, что на каникулы задают уроки? Да, для того, чтобы школьники не потеряли сноровку в обучении. Рекомендуется не делать всё сразу, а выполнять по одному уроку в день.

«Совет. Лучшее время для выполнения заданий по школьной программе во время каникул – 11-12 часов дня. Не переусердствуйте!»

Поддерживайте интерес у ребёнка к учёбе естественными способами. Не забывайте, что детям необходим отдых.

Проведём время вместе

Лучше всего на каникулах проводить время вместе с детьми. Готовясь к школьным каникулам, составьте программу их проведения. Планируйте её совместно с ребёнком: предоставляйте возможность предложить самому интересные занятия, сделать выбор в пользу любимых дел.

Поинтересуйтесь, куда бы хотел ученик отправиться, что посетить. Вариантов интересных мест для посещения – масса: кино, театр, кафе, каток, боулинг, роллердром, сказочное новогоднее представление, детский развлекательный центр.

Есть и бесплатные развлечения: прогулки и подвижные игры на природе, походы в гости, посещение праздничной ёлки и т. д.

Совместное проведение времени пойдёт на пользу всей семье, особенно сегодня – во время катастрофической занятости многих родителей.

Даже если родители во время каникул на работе, им нужно постараться организовать вечерний семейный досуг: викторины, совместные тематические игры и прогулки, весёлый семейный ужин.

«Совет. Устройте вечер сказок, испеките вместе печенье, украсьте ёлку.  Совместные занятия приносят удовольствие и надолго запоминаются. Мастерите фигуры из снега, если позволяет погода, украшайте ёлку на улице. Проводите время вместе».

Старайтесь всеми силами отвлечь ребёнка от компьютера и телевизора, при хорошей погоде свободное время проводите на свежем воздухе. Вместе катайтесь на коньках и санках, бросайтесь снежками, лепите снежную бабу. Цените минуты общения с детьми: это способствует укреплению взаимопонимания в семье, создаёт отличное настроение.

Путешествуем с детьми

Если каникулы родителей и детей совпали, то можно отправиться в путешествие вместе с детьми. Сегодня туристические компании предлагают отдых на любой вкус: уикенды и двухнедельные туры, жаркие страны и прелести северных краёв, автобусные туры и круизы, экскурсии по родному краю.

Также путешествие можно организовать самостоятельно. Для того чтобы такой отдых был по-настоящему интересным, можно придумать идею-фикс. К примеру, укрепляем знания английского языка, изучаем живопись в музеях Парижа, проверяем легенды и мифы Древних Египта и Греции и т. д.

Время в путешествии, проведённое вместе, принесёт всем массу удовольствия.

Путешествуя, расширяйте познания и словарный запас ребёнка. Обсуждайте вместе всё, что видели, делали, слышали, чему удивились. В дороге читайте книги — сейчас их просто загрузить в планшет. Давайте ребёнку тематические задания на основе полученных впечатлений: пусть он сделает коллаж из фото или нарисует увиденное в путешествии.

Выводы

От того, насколько продуктивным будет детский отдых в период каникул, зависит состояние здоровья ученика и его позитивный настрой на дальнейшую учёбу. Посодействуйте отличному времяпрепровождению школьника на каникулах и вскоре увидите, как он, довольный и бодрый, будет радовать вас новыми успехами.

Источник: //paidagogos.com/provodim-shkolnyie-kanikulyi-s-polzoy.html

Каникулы подростка: контроль или свобода?

Каникулы: дайте детям правильную самостоятельность

Наталия Широкова

Ура, каникулы! Свобода! Или… головная боль? Куда пристроить ребенка, чем его занять, как сделать так, чтобы он не болтался без дела, а подтянул алгебру и английский…

Планировать ли свободное время ребенка «от и до» или предоставить свободу? Как убедиться, что он не наделает глупостей и будет в безопасности? Мы выбрали несколько советов из руководства для родителей «Как помочь ребенку повзрослеть» и других книг.

«Как помочь ребенку повзрослеть»

Алло, ты где?

Всего каких-нибудь 10–15 лет назад контролировать каждый шаг ребенка было невозможно — у родителей были свои дела, и они отпускали нас в лагеря, на площадки и просто «в свободное плавание». Сейчас мы можем постоянно быть на связи. Но есть ли в этом необходимость?

Мы «пасем» детей по телефону, расписываем по минутам каждый день, лишая их возможности пережить настоящее приключение — и почувствовать, что свобода подразумевает ответственность.

Гипербдительность лишает детей заслуженной свободы, которая готовит к взрослой жизни.

Исследования показали, что человек, которого ведут по жизни за руку — постоянно всё делают за него, — не может стать эффективным и достичь мастерства. Более того, это может привести к «выученной беспомощности» — уверенности, что он не способен повлиять на ситуацию, а значит, не стоит и пытаться. Как вы понимаете, отсюда далеко до успешной и счастливой жизни.

Лето — время, когда мы не скованы жестким расписанием и учебными планами, а потому можем испробовать новые стратегии поведения, больше времени провести вместе и по-настоящему услышать друг друга. Давайте используем этот шанс по-максимуму.

Между заботой и гиперопекой

Конечно, мы обязаны обеспечить детям безопасность. К тому же, у каждого подростка свой уровень самостоятельности — там, где без труда справится один, другому понадобится помощь. Подстраховывать — это нормально. Заботиться и волноваться — тоже. Но как не перейти грань между заботой и гиперопекой, да еще и не сойти с ума? Попробуйте делать следующее.

Определите правила

Установление четких правил помогает ребенку понять свои обязанности (даже если он жалуется или сопротивляется). Обсудите с подростком, чего нельзя делать ни в коем случае, какие ситуации являются опасными и недопустимыми. Четко формулируйте свои просьбы. Чем больше ясности, тем меньше конфликтов.

Позвольте принимать решения

Помогайте ребенку самому подходить к решению, а не принимайте решение за него. Иногда то, что родителям кажется очевидным, не очевидно детям. Помочь ребенку понять, почему один вариант действий правильнее, чем другой, лучше, чем поставить перед фактом. Подскажите, на что нужно обратить внимание.

Например, если подросток выбирает между несколькими вариантами подработки на лето, подскажите, что уровень зарплаты — лишь один из критериев и, возможно, стоит обратить внимание на работу, где меньше платят, но на которой он получит нужные навыки или которая будет полезнее для поступления в университет. Но решение пусть останется за ним.

Каждый раз — чуть больше самостоятельности

Если вам страшно отпустить подростка в свободное плавание, наращивайте самостоятельность постепенно. Поставьте достижимую цель, и, если ребенок справился, в следующий раз предоставьте чуть больше самостоятельности. И так после каждого успеха.

Для развития самостоятельности используйте метод строительных лесов.

Предоставьте свободу

Все подростки стремятся стать более независимыми — это обязательная стадия взросления. Желание ломать рамки, ощущение, что твое развитие сдерживают, не так сильны, если веришь, что сам отвечаешь за свою жизнь и можешь принимать решения.

Естественно, многих родителей эта перспектива беспокоит, но важно отпускать подростка, радоваться его успехам. Время от времени ребенок будет вас разочаровывать, и в таких случаях важно проговаривать это, вместе делая выводы на будущее.

Тогда у всех появятся реалистичные ожидания.

Немного летней свободы никому не повредит. — Источник

Расскажите об ответственности

Позвольте подростку делать выбор, но предупредите, что, если возникнут неприятности, ответственность тоже ляжет на него. Не старайтесь решить все проблемы ребенка: уговорить учителя исправить тройку, устроить его на летнюю работу, купить подарок на день рождения друга. Поверьте, со многим он может справиться сам.

Проявляйте интерес и поддерживайте

Задавайте вопросы о том, как прошел день, чем бы ребенок хотел заняться завтра, что нового узнал. Проявляя интерес к жизни подростка, вы способствуете повышению его самооценки. Очень важны открытость, безоценочный подход, готовность выслушать. Пусть все ваше внимание принадлежит ребенку, когда он с вами. Если вы заняты и не можете отвлечься, назначьте время для разговора.

Больше о том, как повысить самооценку — в руководстве для родителей «Как помочь ребенку повзрослеть»

Соблюдайте границы личного пространства

Для подростка крайне важно иметь право на личную жизнь: установить замок на дверь комнаты, ежедневно рассчитывать на личное время. Некоторые родители, тревожась за состояние подростка, вторгаются в его личную жизнь (например, читают СМС в телефоне). Такие действия разрушают доверие и отношения в целом.

Стремление подростка иметь личную жизнь не означает, что ему есть что скрывать или что он избегает членов семьи. Ему необходимо проводить время уединенно, чтобы разобраться в себе. Избежать конфликтов помогут четко обозначенные, оговоренные и всеми одобренные границы.

Обсудите карманные деньги

Подростковый возраст — отличное время, чтобы научиться отвечать за свой бюджет. Владение карманными деньгами помогает становлению финансовой независимости.

Определите, сколько денег вы будете давать ребенку в день или неделю, обсудите траты, которые надо делать ежедневно (обеды, транспорт).

Если у ребенка есть желание совершить крупную покупку, предложите ему челлендж: накопить на нее самостоятельно.

Как научить ребенка копить на мечту

Расскажите, как управлять бюджетом и научиться экономить. Напомните, что есть много бесплатных занятий для подростков — мастер-классы, галереи и музеи, бесплатные концерты в общественных местах или игры в парке.

Бунт? Сохраняйте спокойствие

Помните, что бунтарство в разной степени свойственно всем подросткам. Дайте знать, что вы это понимаете. Поговорите с ребенком, возможно, его поведение вызвано тревогой или тоской. Если подросток отдаляется от вас, соблюдайте спокойствие. Покажите, что готовы к общению, если он захочет поговорить.

Устраивайте семейный совет

Обсуждайте важные решения — куда поехать, где отдохнуть — на семейном совете. Учитывайте мнение каждого члена семьи, в том числе ребенка. Старайтесь прийти к компромиссу, который устроит всех.

Оставайтесь на связи

Речь не о телефоне, а о живом общении между вами. Очень важно проводить время вместе. Так вы сможете поддерживать более тесный контакт с подростком, который (увы) запрограммирован на отделение от вас.

Важно быть рядом, вместе веселиться, играть, болтать ни о чем, делиться мечтами и планами.

Обсудите с ребенком, куда бы он хотел сходить, и запланируйте совместные пикники, посещение аквапарка и другие развлечения. Регулярно планируйте совместные дела, которые приятны для всех членов семьи. Не стоит обсуждать трудности и конфликты в такие моменты.

Свободное время, собственные деньги, личная жизнь, возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность — то, что необходимо каждому подростку для подготовки ко взрослой жизни. Помните: ответственность и самостоятельность не рождаются сами по себе, их надо тренировать. Почему бы не посвятить этому летние каникулы?

По материалам книг «Как помочь ребенку повзрослеть», «Отпустите их», «Переходный возраст»

Обложка поста — unsplash.com

Источник: //deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/07/11/kanikuly-podrostka-kontrol-ili-svoboda/

Нужно ли заниматься с ребенком на каникулах учебой по школьной программе

Каникулы: дайте детям правильную самостоятельность

Успешная учеба требует много сил, в том числе и родительских. Поэтому многие взрослые с облегчением вздыхают на последнем звонке: наступает отдых от изматывающего учебного графика.

Не все могут позволить маленькому ученику полноценно расслабиться, некоторые родители и летом продолжают его натаскивать, развивать и тренировать.

Давайте выясним, нужно ли заниматься с ребенком на летних каникулах.

Чем полезны полноценные каникулы

Опытные учителя знают, что абсолютный каникулярный отдых очень полезен не только для восстановления сил детского организма, но и в плане усвоения учебного материала. В период полной бездеятельности все, что напряженно загружалось в мозг в течение года, как бы «улеживается» на его полочках, приводится в систему и начинает полноценно использоваться.

Такой эффект достигается у старательных учеников, которые добросовестно выполняли все школьные задания, и только при условии достаточно длительного (хотя бы полтора-два месяца) отдыха. Важно, чтобы отдых был полным.

Поэтому на летних каникулах рекомендованы только общеразвивающие занятия-игры, которые не сводятся к отдельным предметам, тем более таким сложным, как математика или иностранный язык.

Какие занятия полезны во время каникул

Это не значит, что во время летних каникул ребенку запрещены все виды познавательной деятельности.

Очень полезно, чтобы он в это время занимался тем, что ему нравится и воспринимается не как повинность, а как удовольствие, и при этом не носит сугубо теоретического характера.

Другими словами, изучать правила орфографии — не стоит, а вот чтение интересных доступных его пониманию книжек — приветствуется.

За время каникул может быть полезно:

  • выполнить программу летнего чтения по родной и зарубежной литературе,
  • играть в различные развивающие игры, которые приводят к актуализации давно усвоенных знаний (например, лото с хорошо известными словами на иностранном языке),
  • накапливать факты, которые помогают осознать усвоенные в школе теоретические знания: наблюдать за природой, смотреть фильмы-экранизации и мультфильмы на разных языках,
  • укреплять физическое и психическое здоровье.

Летнее чтение

Летнее чтение приносит огромную пользу, даже две.

  1. В каждом классе существует обязательная программа по литературе: произведения, с текстом которых необходимо ознакомиться. В течение учебного года на это не всегда хватает времени. Летом же, когда уроков нет, книжкам можно уделить хотя бы полчаса в день. Таким образом и навыки развиваются, и частично снижается будущая учебная нагрузка.
  2. Если чтение не стало для ребенка потребностью, а остается нелегким трудом, только регулярная практика поможет ему усовершенствовать свои навыки. Это верно для любого уровня развития, как на родном, так и на иностранном языке. Важно соблюдать принцип легкого, интересного, обильного чтения: при этом удается повысить скорость и усвоить много новых слов (либо перевести их из пассивного запаса в активный).

Если вам удастся организовать процесс летнего чтения ненавязчиво, без «палки», оно принесет немалую пользу. А вот видимое принуждение значительно снизит его эффективность, да и может привести к стойкому отвращению к самому этому процессу.

Как поддерживать интерес к иностранному языку

Загружать ребенка занятиями не нужно, но важно поддерживать его интерес к изучаемому предмету — особенно к английскому языку. Известно, что для усвоения иностранного очень важен положительный эмоциональный фон и живая заинтересованность. Вот что можно рекомендовать в этом плане.

  • Создавайте англоязычную среду хотя бы на полчаса — час. Да, она у вас получится искусственная, но это лучше, чем никакой. Для этого смотрите с ребенком доступные ему мультфильмы, фильмы, играйте в игры на английском, слушайте песни.
  • Пополняйте словарный запас. Делайте это как бы между делом или в игре, используйте картинки, сами предметы или подходящие ситуации. Например, одевая-раздевая новую куклу, можно усвоить слова, обозначающие части тела, предметы одежды и обувь. Едете к бабушке за город — рассмотрите, какой транспорт встречается вам по пути, дайте его английские названия. На огороде или на даче изучите растения и животных.
  • По возвращении домой предложите ребенку нарисовать увиденное. Рисунки — хороший повод еще раз повторить те же слова. Учить иностранные слова летом очень удобно, если организовать процесс правильно: ненавязчиво и с огоньком.

Используйте те формы, которые нравятся ребенку. Одни и те же предметы можно воссоздать по-разному: нарисовать, слепить из пластилина или кинетического песка, сделать аппликацию или коллаж. Важно, чтобы само занятие не вызывало отторжения у малыша.

Специалисты дают общие рекомендации о том, нужно ли заниматься с детьми на каникулах. Принять решение относительно своего ребенка — дело родителей. Однако в любом случае помните о том, что смена занятий и отдыха — необходимое условие продуктивности и успешности.

Источник: //healthylifestyle.su/dom-i-semya/zanimatsya-rebenkom-na-kanikulah.html

Как воспитать самостоятельного ребенка – возраст развития самостоятельности у детей

Каникулы: дайте детям правильную самостоятельность

Как воспитать самостоятельного ребенка – возраст и методы развития самостоятельности у детей

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

статьи:

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Дисциплинированный ребенок и пример семьи – как научить детей дисциплине?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было. Как оставлять ребенка одного дома?
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь. Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения, которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности. Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, попытки сбежать из дому, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

//www.youtube.com/watch?v=tflwbHpGB70

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому. Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны: брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач, в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек, научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность, не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.

  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».

  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами, если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка, когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.

  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем. Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново.

    Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

  (2 3,00 из 5)
Загрузка… 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Источник: //www.colady.ru/kak-vospitat-samostoyatelnogo-rebenka-vozrast-metody-razvitiya-samostoyatelnosti-u-detej.html

Ребенок и каникулы

Каникулы: дайте детям правильную самостоятельность

Учебный год закончился, лето в разгаре, а большая часть детей не знает чем заняться в свободное время. Длительные летние школьные каникулы приводят к тому, что у работающих родителей появляется вопрос – чем занять своего ребенка.

Избыток детской энергии и большое количество свободного времени приводит к тому, что ребенок сводит с ума и родителей и ближайших родственников. Но при всем при этом дети не знают чем заняться, так как свободного времени слишком много.

Многие родители, отпуск которых не приходится на летнее время, и которые заняты на производстве или в офисе, по-разному решают мероприятия для детей на каникулах.

Кто-то отправляет ребенка в деревню к родственникам, для кого-то проще приобрести путевку в детский лагерь отдыха.

Но большая часть детей просиживает полдня возле телевизора, а вечером, когда спадает дневная жара, бегают вокруг многоэтажек и сами себе находят развлечения.

Отдых в каникулы

Ребенок и каникулы можно назвать взрывоопасной смесью, которая приводит многих родителей в замешательство, так как отдых детей в каникулы для многих организовать проблематично.

Многие взрослые хотят, чтобы ребенок свое свободное время проводил с пользой для себя, своего здоровья и интеллекта. Распланировать детский режим дня довольно сложно, если вы уходите на работу, а ребенок еще спит.

Чем он будет заниматься в ваше отсутствие – неизвестно, но приучить ребенка к нужным вещам необходимо с детства.

Несмотря на то, что свободного времени у детей летом немало, развлечения для детей на каникулах не отличаются разнообразием. И именно взрослые должны избавить своих детей от бесплодного проведения своего досуга.

Желательно занять ребенка нужные и полезными делами, которые принесут пользу и ему самому и окружающим. В течение лета можно приучить ребенка к тому, что утренняя зарядка – польза для организма.

Для этой цели можно в спортивном магазине приобрести небольшие (или разборные) гантели, масса которых равняется килограмму.

Собственные гантели подтолкнут ребенка к выполнению физических занятий, а если показать ему несложные упражнения для бицепсов, трицепсов и других видов мышц, то занятия принесут пользу.

Если приобретены разборные гантели, то со временем нагрузки можно будет увеличить и обычная зарядка позволит ребенку наращивать мышечный каркас.

Важно объяснить ребенку необходимость физических упражнений, которые сделают его более сильным и ловким, что несомненно пригодится в жизни.

Чем занять ребенка на летних каникулах

Также не лишним будет приучать во время каникул ребенка к помощи по дому, чтобы он помогал родителям в несложных делах. В доме имеется масса различных дел, в которых ребенок может оказать посильную помощь.

Понятно, что взрослый сделает нужную работу быстрее и более качественно, но ведь от ребенка требуется участие в работе.

Важно, что ребенок помогает вам что-то сделать по хозяйству – выбросить мусор в мусоропровод, застелить свою постель, убрать на своем письменном столе.

Пусть ребенок сделает эту работу медленно и с недостатками, но это лучше, чем он будет смотреть по телевизору очередной мультфильм.

Для родителей важно участие детей в несложных домашних делах, которые позволяет ребенку с детства приучаться к тому, что ничего в жизни не дается без усилий.

Самостоятельная работа ребенка во время каникул – приучение к ответственности, подготовка к взрослой жизни и получение детьми чувства собственной полезности и значимости.

В зависимости от возраста детей, они могут выполнять самые разные домашние дела, которые приучат его к тому, что помочь родителям – это его обязанность.

Следует приучить своих детей с раннего возраста, что старшие не обязаны обслуживать малышей и если он чего-то хочет, то пусть сам выполняет нужную работу.

Ребенок может прекрасно помочь взрослым к сервировке обеденного стола – достать вилки/ложки, достать из холодильника определенные блюда, или расставить кружки/тарелки.

Мероприятия для детей на каникулах

Также школьники смогут включить и выключить стиральную машину, достать и развесить белье. Такой подход позволяет работающих родителей избавить от многих бытовых проблем. Испачкался ребенок во время игр во дворе – пусть придет домой и постирает свои шорты или футболку.

К тому времени, когда родители придут с работы домой, постиранные вещи уже высохнут и матери будет меньше хлопот по дому.

Такой подход приучает детей к самостоятельности, они не будут ждать помощи от взрослых и облегчают будущую жизнь, при которой помощи от родителей ждать будет сложно.

В каникулы детям в школе задают внеклассное чтение, и ребенку потребуется прочесть немало литературы. Как бы длительны не были каникулы, читать понадобится и лучше не откладывать это дело в долгий ящик.

Так же неплохо купить ребенку рабочие тетради, в которых он сможет заниматься математикой или другими предметами.

Это не позволит ему расслабляться и даст возможность в новом учебном году быстрее войти в учебный ритм.

Если взрослые правильно продумают чем заняться ребенку на каникулах, то свободное время не станет \»стихийным\» бедствием и способно принести пользу. Правильно проведенные летние дни не должны быть потрачены впустую – на просмотр телевизора или беганье вокруг соседних многоэтажных домов. Пусть ребенок учится и потихоньку взрослеет – это пойдет на пользу и семье и самому ребенку.

Источник: //myhauze.ru/raznoe/1076-rebenok-i-kanikuly.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.