Когнитивно-поведенческая терапия

Содержание

Когнитивно-поведенческая терапия: не разговаривать, а делать

Когнитивно-поведенческая терапия

Я перечитываю сейчас хороший текст про когнитивно-поведенческую психотерапию, написанный Люси Олдфилд, клиническим психологом из Великобритании.

И я думаю, что всё именно так: каждый клиент записывается на консультацию с ожиданием волшебного излечения от проблем. Посредством болтовни. Магия и чудеса, правда? И даже я, приходя на личную терапию, тоже где-то подспудно жду того же самого 🙂

Каждый клиент испытывает тревогу и волнение в связи с экспериментами. И я тоже. Вспомнила, кстати, только что ещё одну из моих чаще всего употребляемых фраз: я могу сколько угодно рассказывать вам, как себя чувствовать, но пока вы не попробуете «на своей шкурке», вы мне не поверите.

Так вот о чем пишет Л.Олдфилд ⏬

Психотерапия — это просто поговорить с хорошим человеком?

Не получится размышлять или говорить об уверенности в себе и обрести её. Всё-таки придётся что-то сделать.

Когнитивно-поведенческая психотерапия часто страдает от смелых утверждений, что это лечение-панацея в разговорном жанре от всех болезней.

Что буквально пара сессий даст любому возможность чувствовать себя лучше или найти работу. Жить более богатой и насыщенной смыслом жизнью. Вот прямо так.

Иногда результаты типа того действительно возможны для некоторых людей. Но никто не говорит про сложность психотерапии и про её требовательность, как для клиента, так и для терапевта.

Люди приходят на психотерапию с ожиданием быстрого «ремонта» с помощью слов.

И в этом нет ничего удивительного.

Многие думают, что проходить КПТ — это просто сидеть и болтать с приятным человеком, который тебя слушает, приободряет и не судит. Ну да, это правда: хороший когнитивно-поведенческий терапевт сидит, слушает, приободряет и не судит. Но он делает и кое-что ещё, чтобы всё-таки из разговора вышел толк.

На ту же тему: Чем консультация психолога отличается от беседы с приятелем на кухне

Другое умное выражение, связанное с КПТ — это «техники и инструменты». Каждый раз, когда я слышу эти слова, мне так и представляются дрель и молоток, или акварель и масляные краски. На самом деле «техники и инструменты» — это набор идей, правил и знаний, полученных, когда ты что-то делаешь или когда ты что-то чувствуешь на себе, сам.

На ту же тему: Некоторые техники и инструменты когнитивно-поведенческой психотерапии 🙂

Для того, чтобы что-то понять насчет эмоций, эти эмоции нужно почувствовать в реальности, на себе. Иначе это получается пустой разговор, упражнения для ума.

Аналогично, чтобы обрести уверенность в себе, которую так хотят получить многие клиенты, нужно что-то сделать такое особенное, чтобы самому увидеть, что она есть, уверенность эта.

Можно очень долго разговаривать об уверенности в себе, и думать о ней тоже можно очень долго, но уверенность никогда так и не появится.

Как ты оцениваешь ситуацию — так ты и будешь себя чувствовать

Один из основных принципов когнитивно-поведенческой терапии звучит так: эмоции возникают в результате оценки ситуации, а не в результате ситуации как таковой (Beck, 1979).

Предположим, что три разных человека оказались в одной и той же ситуации: на музыкальном фестивале разразилась сильная гроза с молниями и громом. У каждого из этих трёх человек могут быть разные эмоции по поводу происходящего, которые приведут к разному поведению:

Человек №1:«Вау, круто! Ты посмотри на эти молнии! Давайте танцевать под дождем!» (Счастлив и возбужден)

Человек №2:«В нас может ударить молния! Мы не стоим рядом с одиноким деревом или с металлической штукой, точно нет? Давайте быстрее смоемся отсюда куда-нибудь в укрытие!» (Испуган)

Человек №3:«Как обычно: весь день испорчен. Вот увидишь, они не собираются возвращать деньги за билеты. Поехали отсюда.» (Грустен, зол или разочарован)

Отношение каждого из этих людей к грозе определило их эмоции и дальнейшее поведение. Как так получается, что все трое, оказавшись в абсолютно одинаковой ситуации — испытали настолько разные эмоции? И повели себя абсолютно по-разному? Всё дело в личном жизненном опыте, наборе предубеждений и предположений.

На ту же тему: ABC-анализ — еще много примеров про то же самое с разбором 

Люди идут к психотерапевту, когда их реакции на события (или на жизнь) начинают причинять проблемы или доставлять дискомфорт их близким людям. Хороший когнитивно-поведенческий психотерапевт, с одной стороны, походит творчески, а с другой — со знаниями, чтобы показать клиентам, как можно относиться к событиям по-другому.

Супер-мега цель терапии — это научить клиента быть терапевтом самому себе. Это значит обучить его распознавать, когда он использует старые методы «думания» или «реагирования», не приводящие ни к чему хорошему. Поймав себя на этом занятии, человек может выбрать иной способ реагирования или «думания».

Поведенческие эксперименты — то, что на самом деле работает

Эксперименты — всегда самая запоминающаяся и самая эффективная часть когнитивно-поведенческой психотерапии.

Аарон Т. Бек считается основателем когнитивно-поведенческого подхода. Вот как он говорил о психотерапии: «Это активный, директивный, ограниченный во времени и структурированный подход. В его основе — понимание, что поведение и чувства человека зависят от его видения мира.»

Обратите внимание на первое слово: «активный». Самая активная, самая интересная и бросающая вызов часть КПТ — это поведенческие эксперименты.

В них человек может увидеть ту самую другую перспективу, другой взгляд на жизнь.

Эксперименты могут со стороны выглядеть абсурдными или странными до тех пор, пока не знаешь, почему они именно такие, и какую именно информацию мы хотели бы из них извлечь.

На ту же тему:Домашние задания и эксперименты в когнитивно-поведенческой психотерапии

Эксперименты проводятся на сессии или между сессиями, и их задачи таковы:

  • протестировать старые представления клиента о мире или о себе;
  • найти новые, более подходящие, представления и протестировать их.

Я (это говорит автор статьи Л.Олдфилд) со своими клиентами проводила целую кучу на первый взгляд глупых экспериментов: например, на станции метро Кингс Кросс мы спрашивали у работников метро, где находится станция Кингс Кросс. Что мы узнали? Оказалось, они не стали смеяться над нами и не говорили нам, какие мы дураки.

Мы быстро забегали на крутой холм, чтобы спровоцировать усиление сердцебиения. Мы поняли, что сильное сердцебиение после бега ощущается точь-в-точь как при панике, но при этом оно абсолютно не опасно.

Мы подозрительно расхаживали по вагону метро взад и вперед, и узнали, что люди не считают нас террористами. Мы усиленно пытались свести себя с ума разными странными мыслями, и поняли, что как ни старайся, а с ума сойти не получается.

Мы опускали руки в унитаз, а потом ели этими же руками яблоко (не моя их). Мы узнали, что микробы везде, что чувство отвращения можно перетерпеть, и что наше тело как-то умеет справляться с микробами, потому что мы не заболели.

Всё, чему мои клиенты научились во время этих экспериментов, они запомнили очень надолго, потому что прочувствовали на себе. Когда по окончании терапии я их спрашивала, что помогло больше всего — все как один упоминали именно эксперименты.

На ту же тему:В каком возрасте поздно начинать отношения, что люди думают, если вы споткнулись и другие опросы, которые мы проводили с клиентами

Лично у меня, как правило, возникает смесь тревоги и волнения, потому что в каждом, даже прекрасно подготовленном заранее эксперименте, всегда есть элемент спонтанности и сюрприза.

Я не знаю, что произойдет, честно говоря. Очень важно переживать эту тревогу и волнение, потому что тем самым я, как модель, показываю клиенту, что не всегда можно знать, что произойдет, и это нормально.

А также что бы не произошло, мы из всего получим опыт.

Так что, когнитивно-поведенческая психотерапия — это далеко не разговорный жанр. Это «делательный» жанр. И от терапевта, и от клиента он требует быть отважными и настойчивыми, потому что только так можно обнаружить новый взгляд на себя, на мир, на других людей. А вот это уже и приведет к более богатой и насыщенной жизни.

Источник: https://www.nmikhaylova.ru/kognitivno-povedencheskaya-terapiya-ne-razgovarivat-a-delat/

Когнитивно-поведенческая терапия – её цели и техники

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия – это метод воздействия на психическое состояние человека. Она часто подвергается смелым утверждениям, что ей под силу излечивать практически от любых заболеваний. Подобные результаты действительно случаются, но чаще когнитивно-поведенческая терапия заключается в ином. В статье мы рассмотрим эту тему подробнее.

Что такое когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия – это научное направление, основой которой является предположение, что главными провокаторами психических расстройств являются дисфункциональные убеждения и установки.

Этим термином обозначают методы лечения, подразумевающие различные приемы, корректирующие поведение, а также вмещающих процедуры коррекции неверных убеждений, противоречащих адекватному восприятию реальности.

Задача терапевта помочь человеку взять под контроль эмоциональные реакции, вроде тревожности или волнения. Он помогает пациенту более успешными способами интерпретировать свои переживания и размышления о них.

Считается, что индивиды, находящиеся в депрессии, оценивают любые происходящие вокруг события в негативном ключе. Первая их реакция на любое событие обычно негативная. Для них естественно ожидать неудачи, и нетипично надеяться на успех.

Приступая к лечению, специалисты когнитивно-поведенческой терапии пытаются помочь клиентам найти искажения в их восприятии, адаптируя их к реалиям.

Когнитивно-поведенческая психотерапия – это одно из современнейших направлений решения психологических проблем, в основе, которого находится изучение появление комплексов индивида, его проблем психологического характера.

Автором этого популярного метода стал знаменитый американский психиатр Аарон Бек. Сегодня когнитивная психотерапия Бека – один из эффективнейших способов избавления от депрессии и от склонности к суициду.

Психотерапия предполагает использование принципа, с помощью которого терапевт обнаруживает мысли, вызывающие болезнь.

Цели когнитивно-поведенческой терапии

Рассмотрим главные цели когнитивно-поведенческой терапии:

  • Снижение количества рецидивов после лечения.
  • Избавление от симптомов болезни.
  • Решение проблем социального характера.
  • Повышение эффективности от использования лекарственных средств.
  • Избавление от причин, вызывающих тревожное состояние, перемены в привычном поведении индивида.

Прибегнув к терапии, пациент постепенно отказывается от негативного мышления, ищет новые пути анализа ситуации.

Итак, что дает когнитивно-поведенческая терапия:

  • Новые стереотипы мышления.
  • Разбор желательных и нежелательных мыслей и причин, которые их провоцируют.
  • Визуализация новых стереотипов поведения и их положительных результатов.
  • Применение новых стереотипов мышление в привычных жизненных ситуациях.

Основной посыл когнитивной психотерапии заключается в том, что проблемы пациента возникают из-за образа его мышления. Индивид своими мыслями отвечает за формирование собственного отношения к происходящему. Результатом становится возникновение соответствующих чувств – страха, злости, радости, переживаний.

Человек, неадекватно оценивающий окружающие события и людей, бессознательно наделяет их качествами, не соответствующими действительности. Цель лечения сводится к тому, чтобы пациент приобрел новый уровень совладания.

Речь идет о копинг-умениях, повышающих коммуникабельность, преодолевающих стереотипность мышления и деструктивных эмоциональных конфликтов.

Современная поведенческая терапия является коррективным способом, обеспечивающим изменения в поведенческой, аффективной и когнитивной сферах. Она не является односторонним процессом – предполагается динамическое взаимодействие пациента и терапевта. Определяющим фактором терапии становится мотивация пациента – в случае ее отсутствия, лечение оказывается неудачным.

Основные техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой терапии базируются на «теориях научения». Первым методом лечения посттравматических симптомов стало формирование иммунитета к стрессовым ситуациям. Ключевая цель метода – помочь индивиду осознать реакции страха, побороть их, снизить проявления избегающего поведения.

Терапевт определяет, в каком формате начать формировать иммунитет к стрессу – на индивидуальных или групповых встречах.

Проходит это в три этапа: обучение, выработка навыков, применение на практике.

  • Стадия обучения предполагает объяснение пациентам их симптомов. Определяются различные каналы реакции.
  • Второй этап сопровождается обретением навыка совладать с реакциями в стрессовых ситуациях. К этим навыкам можно отнести: остановка мыслей, релаксация, намеренное повторение в уме определенной информации и прочее.
  • Третий этап обучает пациента применять полученные навыки в привычных ситуациях.

Экспозиционная техника полезна для лиц переживающих посттравматические расстройства.

Применяются тщательно продуманные, наполненные деталями, многократные представления о травмирующем событии в безопасной и комфортной обстановке.

Терапевт помогает пациенту унять тревогу и стресс, спровоцированные неким разрушительным событием. В отдельных случаях у индивида появляются сразу все воспоминания.

Техника систематической десенсибилизации предусматривает соединение релаксации и образов разрушительного события или стимулов, напоминающих о травмирующем событии. Предпочтительней, чтобы воздействие травмирующих сигналов включало в себя возврат к месту катастрофы и поэтапное приближение к сигналам, вызывающим наиболее сильные эмоциональные реакции, относящиеся к этой ситуации.

Параллельно тренируются техники релаксации, противостоящие различным сигналам. Пример: расслабляющие образы и ровное глубокое дыхание. Накануне психоаналитик и пациент занимаются формированием ступенчатой иерархии сигналов, провоцирующих тревожные ощущения.

Это позволяет специалисту держать под контролем состояние пациента, анализировать, готов ли он переходить к новой ступени иерархии.

При применении техники «наводнение» пациенту приходится подвергнуться сильному влиянию сигналов, провоцирующих умеренный или значительный страх в процессе неопасных психотерапевтических отношений. Поэтапный ряд опасений повторяется столько, сколько нужно для того, чтобы сигналы или события перестали вызывать слишком тяжелые переживания.

Параллельно с техников воздействия (экспозиции) метод когнитивно-поведенческой терапии, используемый при психологической травме, предусматривает:

  • Обретение навыков уходить от тревожных мыслей с помощью правильного дыхания и т.д.;
  • Обретения навыков контроля гневом;
  • Проработка симптомов, относящихся к разрушительному событию;
  • Анализ негативных мыслей или привычек, появившихся вследствие посттравматических симптомов;
  • Формирование новых социальных связей, налаживание уже имеющихся отношений.

Методы когнитивно-поведенческой психотерапии

В основе методов поведенческой терапии имеется положительное и отрицательное подкрепление, систематическая десенсибилизация, наказание, самоконтроль, градуированное представление.

Поведенческая психотерапия призвана заменить неприемлемые действия приемлемыми, используя для этого определенные методы, которые призваны уменьшить либо прекратить нежелательное поведение. Пример: при одной из техник пациент обучается диафрагмальному дыханию, помогающему побороть беспокойство.

Терапию можно проводить с применением систематической десенсибилизации – поэтапному привыканию к событию, вызывающему страх. Также применяется метод нагнетания факторов, вызывающих переживание, или «наводнение» – пациент вновь оказывается в беспокоящей ситуации, и пытается ее преодолеть.

Наиболее действенным считается метод нагнетания.

Еще один популярный метод – систематическая десенсибилизация. Он направлен на ситуацию, стимулирующую пациента, страдающего избегающим поведением, воссоздать в мыслях иерархию тревожных образов. Начинать следует с наименее пугающих, и заканчивать наиболее пугающими.

Ему необходимо оставаться на каждом уровне до момента, пока тревога не пропадет. Если проводить процедуру в условиях реальности, а не воображения, то тогда такой метод называют градуированной экспозицией. Речь идет о технике, которая в комплексе с положительным подкреплением, оказывает воздействие на факторы, провоцирующие волнение.

Метод избавляет от дезадаптивного поведения, исключает отрицательные последствия.

Нередко иерархическая конструкция применяется в комплексе с методикой релаксации – выявлено, что тревога и релаксация – взаимоисключающие аспекты, обеспечивающие взаимное торможение.

Метод нагнетания факторов, вызывающих тревогу – наиболее эффективный метод терапии. Важное условие: пациент способен справиться с тревогой, провоцируемой терапевтическим воздействием. В ситуации, когда метод базируется на противопоставлении реальной и воображаемой жизни, его называют имплозией.

Специалисты когнитивно-поведенческого направления считают, что в основе психопатологических проблем находится неправильный анализ событий. Соответственно, когда произойдут перемены в оценке случившегося, эмоциональное состояние тоже выровняется.

Когнитивно-поведенческая терапия помогает пациенту иначе посмотреть на ситуацию, дать на нее новую реакцию. Приступы паники и переживания отступают, исчезают иррациональные суждения, появившиеся вследствие переживаний, и косвенным образом, подпитывающих их.

Многие исследования изучали эффективность метода когнитивно-поведенческой терапии в лечении, либо предотвращении посттравматического стрессового синдрома, либо острой фазы стресса.

Как и прочие варианты терапии, когнитивная психотерапия включает ряд методик, некоторые из которых мы рассмотрели выше.

Также предлагаем узнать и о самых популярных ныне методах:

  • Метод моделирования. Пациент предполагает возможное развитие событий как следствие его поведения. Терапевт анализирует его действия, происходит обсуждение возможных вариантов выхода из положения. Используются методики релаксации, борющиеся с тревожностью и вероятными провоцирующими факторами, обеспечивающими стрессовое состояние. Техника весьма популярна при помощи в избавлении от неуверенности в себе.
  • В основе когнитивной терапии находится принятие факта, что при расстройствах эмоционального спектра у клиента заведомо появляются негативные мысли. Он сразу приходит к выводу, что у него ничего не выйдет. Налицо проблемы с самооценкой. Любой намек на неудачу воспринимается остро негативно. Во время взаимодействия с аналитиком происходит изучение причин такого настроения. Создаются ситуации, призванные обеспечить положительный жизненный опыт. Постепенно человек привыкает к удачам, создает о себе позитивное мнение – самооценка повышается.
  • При тренировке контроля тревожности (еще один метод) аналитик учит клиента превращать тревогу в релаксант. На встрече психолог прорабатывает разные ситуации, чтобы человек подготовился к часто случающимся событиям. Методика полезна людям, теряющимся в стрессовых положениях и не способным быстро принять необходимое решение.
  • Довольно действенный метод – рационально-эмотивная терапия. Некоторые люди становятся заложниками слишком завышенной самооценки. Считая себя значительно лучше прочих, они постепенно начинают сталкиваться с тем, что их фантазии не совпадают с реальностью – это обстоятельство воспринимается, как большая личная драма. Лечение мотивирует человека к восприятию реальности. Постепенно умение принимать адекватные положительные решения помогают человеку прийти в норму.

Источник: https://PsyLogik.ru/115-kognitivno-povedencheskaja-terapija.html

Центр когнитивно-поведенческой психотерапии в Москве «Альянс»

Когнитивно-поведенческая терапия

Начиная разговор о когнитивно-эмоциональной психотерапии, следует сказать пару слов, почему она возникла. Являясь достаточно успешным, поведенческое направление в психотерапии еще недавно доминировало в умах и сердцах психотерапевтов.

Однако многие ученые и практики догадывались, что в формировании сложного и многогранного человеческого поведения, помимо павловских рефлексов, активно участвует что-то еще, и именно на этом уровне и возникают сбои, которые проявляются болезнями и психологическим неблагополучием.

Научные изыскания неопровержимо доказали, что этот уровень — мышление, и именно в диалектической связке мышление-поведение и кроется ключ к решению проблем и излечению.

Техники поведенческой психотерапии

Основной методологический подход в том, что к проблемам и болезням человека приводят ошибки мышления (а точнее, ошибочные интерпретации окружающего мира и людей и представления о них) — когниции, при этом диагностически важно именно их наличие в настоящее время, а не факт психотравм в прошлом: далеко не каждая травма и не в каждом разуме становится источником проблем, и наоборот, не каждая проблема имеет причиной психотравму.

Патологические когниции могут весьма мирно закладываться в различных социальных группах (семья, дворовая компания, школа, работа), однако их практическое применение от этого не менее деструктивно.

Исходя из этого методы поведенческой психотерапии можно поделить на диагностические:

  • определение патологических когниций;
  • определение деструктивных автоматических мыслей (когниции, со временем редуцированные и свернутые в сознании настолько, что «промелькивают» в стрессовой ситуации, или же не осознаются — работая — вовсе);

и терапевтические:

  • обучение тактике управления и нейтрализации деструктивными когнициями и автоматическими мыслями: сначала в воображении, а потом в реальной жизни;
  • самостоятельная осознанная практика стрессовых ситуаций с контролем появления старых и новых патологических когниций;
  • самообследование и самопомошь на будущее.

Цель поведенческой психотерапии — направляемое психотерапевтом познание своего поведения и тех ошибок мышления, которые ведут к плачевным результатам.

Удаляя или исправляя патологические когниции, специалисты Центра ментального здоровья «Альянс» улучшают качество жизни пациентов и окружающих их людей.

Практикующие когнитивно-поведенческую психотерапию техниками выбора считают:

  • психотерапевтическую беседу по типу «сократовского диалога» на равных с пациентом. При этом ответственность за результат делится пополам между двумя сторонами лечебного процесса;
  • декатастрофикацию — «Что будет после? Никто не умрет? Мир не рухнет?»;
  • самостоятельную работу по наблюдению и фиксации мыслей(дневники)«;
  • замену эмоций на положительные;
  • смену ролей — например, пациенту предлагают представить себя «дающим себе советы со стороны»;
  • пересмотр ценностей.

Преимущества когнитивно-бихевиоральной психотерапии

Бихевиоральная когнитивная психотерапия, упражнения которой доказано меняют нейромедиаторный фон центральной нервной системы, является не в последнюю очередь из-за этого одной из самых распространенных в современном мире.

Когнитивная психотерапия расстройств личности, обсессивно-компульсионных расстройств, депрессии, гипомании, иных расстройств аффективного и невротического кругов, и даже психотического уровня вне обострений — список постоянно расширяется по мере получения всё новых проверенных данных по клинической эффективности метода.

Но не только как инструмент лечения применяется когнитивная психотерапия: упражнения на уверенность применяются для индивидуальной и групповой работы над личностным ростом, в тренингах по сплоченности.

По сути, когнитивная психотерапия — это «гигиена» мышления, которая путем кропотливой работы деликатно и без насилия вычищает из разума дезадаптивные схемы поведения, заменяя их адаптивными, гармоничными моделями внутри- и межличностного развития, а также учит предотвращать закрепление патологических когниций в дальнейшей жизни.

Если вы затрудняетесь в выборе психотерапевта, позвоните нам или заполните заявку. Мы поможем найти специалиста, с которым вам будет комфортно.

Заполнить заявку

Цены на услуги

50–55 минут длится психотерапевтический сеанс.
Первичный прием психотерапевта5 000 руб.
Сеанс индивидуальной психотерапиипо абонементу на 10 сеансов6 000 руб.5 400 руб.

Другие психотерапевтические методики

Источник: https://cmzmedical.ru/methods/kognitivno-povedencheskaya-psikhoterapiya/

Когнитивно-поведенческая терапия (ВВП) – Психологос

Когнитивно-поведенческая терапия

Процедуры поведенческой терапии, которые мы обсуждали до сих пор, направлены на непосредственную коррекцию поведения и не уделяют внимания процессам мышления и рассуждения индивида. Вначале терапевты, стоящие на бихевиористских позициях, игнорировали важность познавательных процессов, предпочитая строго стимульно-реактивный подход.

Всякое обращение к убеждениям и установкам человека они воспринимали как возврат к ненаучной интроспекции, против которой выступал Уотсон в начале XX века.

Однако в ответ на данные, показывающие, что когнитивные факторы (мысли человека, его ожидания и интерпретация им событий) являются важными детерминантами поведения, многие бихевиористы обратили внимание на когнитивные функции, включив их в свои концепции терапии (Bandura, 1986).

Когнитивно-поведенческая терапия — общий термин для обозначения методов лечения, использующих различные приемы коррекции поведения, но включающих также процедуры коррекции неадекватных убеждений.

Терапевт при этом стремится помочь человеку в контроле над эмоциональными реакциями, такими как тревожность и депрессия, обучая его более успешным способам интерпретации своих переживаний и размышлений о них. Например, как мы отмечали при обсуждении когнитивной теории депрессии, предложенной Беком (см.

главу 15), индивиды, страдающие депрессией, оценивают происходящее с негативным или самокритичным уклоном. Они ожидают неудачи, а не успеха, и при оценке своей деятельности склонны преувеличивать неудачи и преуменьшать успех.

При лечении депрессии специалисты по когнитивно-поведенческой терапии стремятся помочь своим клиентам распознать искажения в их мышлении, приведя его в большее соответствие с реальностью. Следующий диалог иллюстрирует, как терапевт, тщательно направляя вопросы, показывает клиентке всю нереалистичность ее убеждений.

Терапевт: Почему вы хотите покончить с жизнью?

Клиентка: Без Рэймонда я ничто… Я не могу быть счастлива без Рэймонда… Но я не могу спасти наш брак.

Т: Каким был ваш брак?

К: Он был несчастным с самого начала… Рэймонд всегда был мне неверен… Последние пять лет я редко видела его.

Т: Вы сказали, что не можете быть счастливы без Рэймонда… Вы чувствуете себя счастливой с ним?

К: Нет, мы воюем все время, и я чувствую себя хуже.

Т: Вы сказали, что вы ничто без Рэймонда. До того, как вы встретили Рэймонда, вы чувствовали себя никем?

К: Нет, я чувствовала, что была кем-то.

Т: Если вы кем-то были без Рэймонда, почему теперь он вам нужен, чтобы кем-то себя чувствовать?

(озадаченно) К: М-мммм…

Т: Если бы вы были свободны от этого брака, выдумаете, что мужчины интересовались бы вами, зная, что вы не заняты?

К: Я думаю, они интересовались бы мной.

Т: Возможно ли, что вы нашли бы более постоянного мужчину, чем Рэймонд?

К: Я не знаю… Наверно, это возможно…

Т: Тоща что бы вы на самом деле потеряли, если бы разорвали этот брак?

К: Я не знаю.

Т: Возможно, вы бы стали жить лучше, если бы покончили с этим браком?

К: Нет гарантии, что так будет.

Т: У вас есть настоящий брак?

К: Наверное, нет.

Т: Если у вас нет настоящего брака, что вы в самом деле теряете, если решите разорвать его?

(долгая пауза) К: Ничего, я думаю.

(Beck, 1976, р. 280-291.)

Поведенческая составляющая этого лечения вступает в игру, когда терапевт поощряет клиентку сформулировать иные взгляды на ее ситуацию и затем проверить, что они означают.

Например, женщину из этого диалога можно было бы попросить записывать свое настроение через регулярные промежутки времени и затем отмечать, как ее депрессия и чувство самоуважения меняются в зависимости от того, что она делает.

Если она считает, что после общения с мужем чувствует себя хуже, чем когда она одна или общается с кем-то еще, с помощью этой информации можно заставить ее усомниться в своем убеждении, что она «не может быть счастлива без Рэймонда».

Когнитивно-поведенческая программа помощи человеку с агорафобией должна предусматривать тренировку позитивного мышления вместе с разыгрыванием in vivo (экскурсии в сопровождении психотерапевта, во время которых этот человек будет все дальше отходить от дома).

Терапевт учит клиента заменять наносящий вред внутренний диалог («Я так нервничаю, я знаю, что потеряю сознание, как только выйду из дому») позитивными самоинструкциями («Успокойся; я не один; даже если будет приступ паники, я могу справиться»), В табл. 16.

4 приведена программа лечения депрессии, предусматривающая коррекцию поведения и изменение установок.

Таблица 16.4. Преодоление депрессии

—————–

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ САМОИЗМЕНЕНИЯ

Точно указать целевое (нуждающееся в коррекции) поведение и записать фоновую частоту его возникновения; выявление событий или ситуаций, предшествующих целевому поведению, а также его последствий (положительных или отрицательных); задание целей на изменение и подбор подкрепляющих факторов.

Обучение нарастающей релаксации мышц с целью справиться с тревожностью, часто сопровождающей депрессию; отслеживание мышечного напряжения в повседневных ситуациях и применение методики релаксации.

УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПРИЯТНЫХ СОБЫТИЙ

Отслеживание частоты приятных видов деятельности и составление расписания на неделю, так чтобы каждый день соблюдался баланс между отрицательными/нейтральными и приятными видами деятельности.

Обучение увеличению количества позитивных мыслей и снижению количества негативных мыслей; выделению иррациональных мыслей и их опровержению и применению самоинструктирования для преодоления проблемных ситуаций.

Выявление ситуаций, проявление неуверенности в которых ведет к чувству депрессии; обучение более уверенному ведению социальных взаимодействий путем моделирования и ролевых игр.

УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Выделение факторов, способствующих низкому социальному взаимодействию (таких, как привычка все делать в одиночку, чувство неудобства из-за недостатка навыков общения); решение о том, какие виды деятельности следует расширять (такие, как приглашение друзей, чтобы побыть вместе) или сокращать (такие, как просмотр телепередач), чтобы поднять уровень приятного социального взаимодействия.

——————

Программа лечения депрессии, в которой объединены поведенческие и когнитивные методы. Это сокращенное описание курса из 12 сеансов для лечения депрессии в группе из 12 человек (по: Lewinsohn et al., 1984).

—————–

Специалисты по когнитивно-поведенческой терапии полагают, что для более устойчивого изменения поведения важно изменить убеждения человека. Большинство из них считают, что поведенческие процедуры сильнее влияют на когнитивные процессы, чем исключительно вербальные.

Например, чтобы преодолеть беспокойство относительно выступлений в классе, полезно мыслить позитивно: «Я хорошо знаю материал и уверен, что могу понятно излагать свои мысли»; «Тема интересная, и другим ученикам понравится то, что я хочу сказать».

Но успешное выступление перед соседом по комнате, а потом еще и перед группой друзей снизит волнение намного больше. Успешное выполнение усиливает чувство умения.

Действительно, было выдвинуто предположение, что все терапевтические практики с успешным финалом дают человеку чувство умения или самоэффективности.

Рис. 16.4. Процент пациентов, страдающих паническими припадками, не проявляющих симптомов расстройства через 15 месяцев после лечения.

Пациенты, прошедшие когнитивно-прведенческую терапию с целью излечения от панических расстройств, не проявляли симптомов расстройства спустя 15 месяцев после лечения чаще, чем пациенты, прошедшие лишь курс лекарственной терапии или релаксационного тренинга (по: Clark et al., 1994).

Наблюдение за тем, как справляются и преуспевают другие, вербально сформированная убежденность, что с трудной ситуацией справиться можно, заключение по внутренним признакам, что мы расслаблены и контролируем ситуацию, — все это способствует чувству самоэффективности. Но наибольшее чувство эффективности дают нам реальная деятельность и личное переживание нашего умения. По сути, ничто не приносит такого успеха, как успех (Bandura, 1995).

Комбинированные когнитивно-бихевиоральные формы терапии доказали свою эффективность при лечении целого ряда непсихотических нарушений, включая депрессию, расстройства тревожности, расстройства питания, алкогольную и наркотическую зависимости, а также сексуальные дисфункции (Fairbum et al, 1995; Jacobson & Hollon, 1996; Margraf et al, 1993; Marlatt et al., 1993; Rosen & Leiblum, 1995) (рис. 16.4). Эти формы терапии обычно направлены не только на помощь в преодолении беспокоящих мыслей, чувств и форм поведения, но также на предотвращение рецидивов после завершения терапии.

Рис. 16.4. Процент пациентов, страдающих паническими припадками, не проявляющих симптомов расстройства через 15 месяцев после лечения.

Пациенты, прошедшие когнитивно-прведенческую терапию с целью излечения от панических расстройств, не проявляли симптомов расстройства спустя 15 месяцев после лечения чаще, чем пациенты, прошедшие лишь курс лекарственной терапии или релаксационного тренинга (по: Clark et al., 1994).

Гуманистические терапии

Хотя гуманистические терапии очень разнообразны, все они опираются на естественную склонность человека к совершенствованию и самоактуализации.

В них предполагается, что психические расстройства возникают тогда, когда процесс достижения своего потенциала блокируется обстоятельствами или другими людьми (родителями, учителями, супругами), пытающимися направить развитие человека по выбранному ими пути, который они считают приемлемым.

Если это им удается, человек начинает отрицать свои собственные желания. Осознание человеком своей уникальности сужается, и потенциал развития сокращается.

Гуманистическая терапий помогает человеку соприкоснуться с его реальным Я и сделать произвольный выбор в отношении своей жизни и поведения, а не позволять, чтобы их определяли внешние события. Задача гуманистической терапии — помочь клиенту стать в большей степени тем, кем он способен стать. См.→

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kognitivno-povedencheskaya-terapiya-vvp

Когнитивно поведенческая терапия — как происходит лечение?

Когнитивно-поведенческая терапия

Вы спросите, как часто в современном мире встречаются люди с различными психическими отклонениями и расстройствами? Ответ будет – тысячи и миллионы людей! Да, нарушения могут быть очень разнообразными, от грубых расстройств психоневрологического характера, до мягких форм и просто акцентуаций характера. Все мы живём в условиях постоянного латентного стресса и вынуждены приспосабливаться, постоянно адаптироваться к всё новым и новым социальным нормам, что повышает наш базальный уровень тревожности. Немудрено, что в таких условиях люди испытывают сильный психологический дискомфорт, который может приводить к разнообразным расстройствам психики и даже заболеваниям. Одним из современных и весьма эффективных методов борьбы с такими нарушениями как раз и является когнитивно поведенческая психотерапия. Метод сравнительно новый и активно внедряющийся в клиническую практику малой психиатрии.

Медицинская справка

Под термином когнитивно поведенческая психотерапия или когнитивно бихевиоральная психотерапия в психиатрической практике принято понимать направление в лечении пациентов с психиатрическими расстройствами личности и другими нарушениями сочетанием психоаналитического подхода с бихевиоризмом, т.е. исследованием структуры поведения больного и реагирования на разнообразные действия и раздражители. Такой подход оказывается весьма эффективным, так как позволяет раскрыть всю многогранность психологических нарушений у конкретного больного. Сочетание этих двух видов терапии позволяет добиться большей отдачи от больного, что также ускоряет психоаналитическое исследование пациента. Коррекция поведения и проявлений заболевания происходит путём мотивированного подкрепления положительных действий и реакций больного в сочетании с игнорированием патологических черт поведения.

Данное направление в психиатрической практике сформировал психиатр американского происхождения – Аарон Бек.

Теоретическое обоснование данного подхода к лечению психиатрических больных было сформировано еще в середине прошлого века, однако активное внедрение методик когнитивно поведенческой терапии стало повсеместно применяться, начиная только с конца 90-х годов прошлого столетия. Когнитивно аналитическая психотерапия достаточно долгое время не признавалась ассоциацией американских психотерапевтов.

Изначально метод психотерапии был разработан и обоснован только для узкого круга заболеваний, например, применялся для терапии депрессивного расстройства личности в рамках психоаналитического подхода.

Методология когнитивного подхода

Когнитивная терапия играет важную роль в исследовании и анализе психопатологических шаблонов, сформировавшихся у конкретного психиатрического больного.

Когнитивный подход позволяет найти суть проблемы, чтобы в дальнейшем таргетно воздействовать на психопатологические защитные механизмы больного.

Очень важно при когнитивном подходе установить с пациентом доверительный контакт, чтобы отношения между специалистом и больным строились на максимально открытой и достоверной информации. Методы когнитивной психотерапии включают в себя следующие этапы:

  1. Первым делом психотерапевт формирует список проблем, для удобства все проблемы выписываются на лист и ранжируются от наиболее заметных специалисту и пациенту, к скрытым или латентным проблемам.
  2. Специалист обязательно выявляет все негативные мысли пациента, в особенности те, которые находятся на подсознательном уровне, т.е. возникают у него автоматически.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Игротерапия для детей дошкольного и школьного возраста

Поведенческий подход

Поведенческий подход к терапии расстройств личности заключается в плотном соприкосновении с теорией бихевиоризма, т.е. основан на поведенческих шаблонах характерных для людей.

Поведенческий подход позволяет оценить реакцию больного на те или иные когнитивные манипуляции.

Таким образом специалист исследует поведение пациента при психоаналитическом исследовании, что позволяет подтвердить ряд психопатологических реакций больного.

Отличия от классического психоаналитического подхода

Несмотря на схожую структуру психоаналитической и когнитивной методик, у обоих направлений есть некоторые различия. В отличие от психоаналитики, когнитивная терапия ставит перед собой целью анализ и коррекцию психопатологических нарушений здесь и сейчас, в то время, как психоаналитика ищет корень проблемы в детских и юношеских воспоминаниях.

Когнитивная психотерапия использует подход к точечному исследованию и воздействию на пациента, только в момент тренинга.

Когнитивная психотерапия расстройств личности включает в себя сложный комплекс аналитических и психотерапевтических воздействий специалиста на пациента, что позволяет в краткие сроки провести коррекцию психопатологических нарушений у больного.

Техника когнитивной терапии

Для максимально точного исследования и интерпретации результатов диагностических данных пациента, когнитивная психотерапия использует различные техники воздействия на больного.

Чтобы достичь поставленной цели, а именно убеждения пациента в его патологических мыслительных процессах, требуется глубокий анализ его защитных психологических механизмов и поведенческих характеристик.

Для этого используют следующие техники:

  • Фиксация в письменном виде всех негативных установок пациента и мыслительных актов. Для этого при психотерапевтической сессии, после установления доверительного контакта со специалистом пациент выписывает все свои тревожные и негативные мысли, после чего выстраивает список от самых неприятных, до менее интенсивных негативных факторов.
  • Фиксация мыслей и действий в собственный дневник. В дневник рекомендуется выписывать как можно большее количество мыслей, которые возникают у пациента в течение дня. Дневник необходимо вести как минимум неделю, чтобы данные были адекватными и правильными.
  • Применение техники катарсиса. Катарсис основан на воспроизведении действий, связанных с теми эмоциями и эмоциональным состоянием, которое преобладает у пациента. Например, при депрессивном настрое, когда пациент находится в печали, специалист может предложить пациенту заплакать или закричать, чтобы лучше понять психопатологические механизмы заболевания.
  • Исследование негативной установки. Данная техника используется при обнаружении самоуничижительных влияний мыслительного процесса у больного. При сниженной самооценке, специалист предлагает пациенту выполнить ряд маленьких действий, но действия должны обязательно приводить к положительному результату, что поможет сформировать правильную мотивацию у пациента и побороть негативные мысли.
  • Использование воображения с терапевтической целью. Воображение – очень мощный инструмент в понимании, а также и лечении больных с различными нарушениями психоэмоционального фона. Для начала психотерапевт просит пациента вообразить пациента в мыслях какую-либо ситуацию и исследует его реакцию и ход воображения, после чего помогает направить процесс воображения в положительную сторону.
  • Техника трёх колонок. Интересная техника, которая позволяет в дальнейшем пациенту самостоятельно корректировать некоторые негативные мыслительные и поведенческие процессы. Для этого больной составляет таблицу из трёх колонок. В первой он записывает какую-либо ситуацию, во-второй негативную мысль, формирующуюся в ответ на ситуацию, в-третьей действие необходимое, чтобы побороть данную мысль.
  • Также высокой эффективностью обладает запись любых действий, совершаемых пациентом в течение дня. После успешного оформления листа наблюдений психотерапевт анализирует данные и принимает решение о назначении тех или иных комплексов упражнений и тренингов.

Преимущества когнитивно поведенческого подхода

Когнитивно поведенческая терапия позволяет детально изучить психопатологические механизмы, сформировавшиеся в ответ на какое-либо травмирующее событие.

Комплексное выявление триггеров, приводящих к возникновению психопатологической реакции у пациента, позволяет эффективнее воздействовать на основную причину расстройства.

После анализа психопатологических механизмов специалист может точечно воздействовать на психику пациента, что позволяет минимизировать воздействие психотерапевта на пациента, этого означает, что пациент самостоятельно учится справляться со своими психологическими нарушениями, а специалист всего лишь подталкивает больного в нужном направлении. Когнитивно поведенческая психотерапия позволяет корректировать и лечить широкий спектр психиатрических расстройств и в большинстве случаев, позволяет справиться с сложившейся ситуацией без применения фармакотерапии.

Отдельно следует сказать о эффективном применении данной методики у пациентов с различными видами психологических зависимостей. Применение когнитивно поведенческого подхода у аддиктивных больных позволяет избавиться от зависимости самостоятельно, что значительно сокращает процент рецидивов заболевания.

Когнитивная психотерапия расстройств личность позволяет значительно повысить эффективность терапевтического немедикаментозного воздействия на пациентов с мягкими формами нарушений психического здоровья, а также у людей с разнообразными акцентуациями характера и зависимостями. Комплексное проведение когнитивных техник и поведенческого анализа пациента позволяют гибко воздействовать на его защитные и поведенческие механизмы.

Источник: https://opsihoze.ru/lechenie/kognitivno-povedencheskaya-terapiya-pomogaet-ili-net.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.