Не учите Бога играть в шахматы

Содержание

Правила игры в шахматы

Не учите Бога играть в шахматы

В данной статье рассматриваются правила игры в шахматы для детей и начинающих. Если вам проще осваивать материал визуально, то запустите вышеприведенное видео. Оно больше рассчитано на детей, но подойдет и новичкам любого возраста.

Шахматы — древнейшая игра и издавна ее сравнивалась со сражением.

По одной из легенд даже изобретение шахмат связывают с заказом одного правителя-полководца, который хотел получить игру, так сказать, симулятор реального сражения двух армий.

И хотя живая кровь в шахматах не льётся, но вполне уместно представить шахматиста как полководца командующего армией фигур, чтобы лучше понять хитрости баталий за шахматной доской. А начать, пожалуй, следует именно с этой самой шахматной доски.

Шахматная доска для начинающих

Естественно, каждый полководец должен изучить расположение и рельеф местности, где ему предстоит планировать и вести сражения.

Шахматисту в этом отношении проще, ведь все свои бои он будет проводить на одной и той же «местности», на стандартной шахматной доске.

Но уж эту «местность» опытные игроки изучают досконально, помнят буквально по именам собственное имя каждой клеточки, ее цвет, знают в каком месте доски скорее всего будет происходить самая жаркая борьба, как и какие фигуры туда лучше подвести…

Не пренебрегайте изучением шахматной доски!

Театр военных действий где вам предстоит вести шахматные баталии — квадрат, в свою очередь поделенный на черные и белые квадратики — поля. Всего 64 поля, 32 белых и 32 черных.

Черные и белые поля чередуются и, казалось бы, доска симметрична можно как угодно ее повернуть, ничего не изменится. Но это не так. Прежде чем начинать игру убедитесь, что ближнее к вам левое угловое поле черного цвета.

У каждого поля шахматной доски есть свое собственное имя — координаты. Для этого используют латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h и цифры от 1 до 8, написанные по краям доски вот таким образом:

Ряды из 8 полей, находящиеся напротив каждой из цифр, называются горизонталями, а столбцы из 8 полей, находящиеся напротив каждой из букв, называются вертикалями. Соответственно горизонтали и вертикали и обозначаются своей цифрой или буквой.

Горизонталь 1, горизонталь 2… или вертикаль а, вертикаль b и тд. Таким образом каждое поле принадлежит одной вертикали и одной горизонтали, от этого каждое поле и получает свое имя — координаты.

К примеру, поле находящееся одновременно на вертикали f и на горизонтали 4 имеет имя — поле f4.

Поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии называются диагоналями. Легко догадаться, что идут они по диагонали доски.

Правила передвижения фигур 

Шахматные армии выстраиваются на поле боя лицом к лицу. Силы сторон перед сражением абсолютно равны и результат битвы зависит только от таланта и знаний полководцев. Впереди каждой армии выстраиваются пешки.

У белых 8 пешек по второй горизонтали и 8 пешек у черных по седьмой горизонтали. За спиной у пешек выстраиваются фигуры.

  • по углам доски становятся ладьи:
  • рядом с ладьями встают кони:
  • по центру, за спиной пешечной фаланги становится ферзь:
  • и около него король:

Чтобы не перепутать местами ферзя и короля следует запомнить простое правило «Ферзь любит свой цвет«. Таким образом белого ферзя следует ставить на белое поле, а черного — на черное. Та сторона доски где в начальной стоят короли называется королевский фланг, а где ферзи — ферзевой.

Начальное расположение на диаграмме:

На деревянной шахматной доске:

Первый ход в шахматной партии всегда делают белые. Ход — это передвижение одной фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой соперника.

А теперь разберем, как и какие фигуры делают эти ходы, узнаем возможности своих солдат.

Ладья

Ладья — это прямолинейная и мощная фигура, дальнобойная артиллерия шахмат, может двигаться на любое число полей по горизонтали или по вертикали.

Слон

Слон также дальнобойная фигура, шахматный лучник, может перемещаться на любое число полей по диагонали.

Легко заметить, что каждый слон может перемещаться по полям одного цвета, либо только по белым, либо только по чёрным.

На поле какого цвета в начальной позиции слон оказался, по полям того же цвета он и будет ходить до конца. Поэтому слонов называют белопольными и чернопольными соответственно.

Ферзь

Самая сильная фигура, совмещает в себе возможности ладьи и слона. Может перемещаться на любое число свободных полей в любом направлении по прямой, по горизонтали, по вертикали и по диагонали.

Конь

Конь самая хитрая фигура. Если остальные фигуры ходят прямо по открытым линиям, то конь не таков. Конь идет на два поля прямо по горизонтали или вертикали в любую сторону, и резко поворачивает на 900 тоже в любую сторону. На диаграмме показано как может пойти конь стоящий на b6.

Он перешагивает поля b7 и b8, поворачивает и встает на поле с8. Получается маршрут, похожий на букву «Г». Поэтому легко запомнить «Конь ходит буквой Г». А поворачивать эту «букву» можно как угодно. На диаграмме показаны все ходы коня с поля е5.

Следует заметить, при своем ходе, конь обязан пройти «букву Г» от начала, до конца, он не может остановится на середине «буквы».

Интересная особенность коня, это единственная фигура, которая после каждого хода меняет горизонталь, вертикаль, диагональ и цвет поля на котором стоит.

Еще одна хитрость коня, он может «брать барьер», во время своего хода «перепрыгивать» через соседние фигуры.

На диаграмме мы видим, что конь на b1 окружен пешками и слоном и, чтобы сделать ход, он, вроде бы, должен ждать, когда ему освободят пространство для хода.

Это было бы справедливо для любой другой фигуры, но не для коня. Конь с легкостью преодолевает барьер и может, по желанию игрока, прыгнуть на поля а3 или с3, или d2

Король

Самая главная и ценная фигура. Цель шахматного сражения — взять в плен короля противника, объявить ему мат.

Король так же как и ферзь может перемещаться по горизонтали, вертикали, диагонали в любых направлениях, но только на одно поле.

Однако один раз за партию король имеет право сделать более резвый ход, рокировку. Если все фигуры стоящие между королем и ладьей ушли, а сам король и ладья еще не делали ходов,

король может двинуться к ладье на два поля, а ладья «перепрыгивает» через монарха, закрывая его своей широкой спиной. Так будет выглядеть расположение ладьи и короля после короткой рокировки на королевский фланг:

А так после длинной рокировки на ферзевой фланг:

Обязательно нужно помнить, что, хотя во время рокировки двигаются и король и ладья, по правилам рокировка считается ходом только короля.

Поэтому, если хотите сделать рокировку, начинать ее нужно перемещением именно короля на два поля в сторону, а потом перенести ладью. Не следует сначала пододвигать к королю ладью, а потом прятать за нее короля.

В этом случае противник может сказать: «Ты сначала дотронулся и двинул ладью, ладьей и ходи, короля не тронь.»

Рокировка невозможна:

  • если король или ладья во время партии уже делали ходы;
  • если между королём и ладьей находится какая-либо фигура;
  • если поле, на котором находится король или поле, которое он должен пересечь или занять, атаковано фигурой противника.

Если атакована или пересекает атакованное соперником поле только ладья, рокировка разрешена.

Пешка

Пешки — рядовые солдаты, пехотинцы шахматной армии. Своими характеристиками пешка напоминает древнеримского легионера. В одиночку, оторванный от строя легионер, как боевая единица, слаб, но строй, где легионеры поддерживают и защищают друг друга, может кого угодно смести со своего пути.

В бою фаланга легионеров обречена двигаться только вперед. Если другие рода войск кавалерия, лучники, могут маневрировать, отходить назад, в сторону, то строй пехотинцев-легионеров всегда медленно и неотвратимо движется прямо на врага. Повернуть, отступить, значит, сломать строй и погибнуть.

Пешка так же обязана идти только вперед. С начальной позиции на два или на одно поле, по желанию игрока, следующими ходами — только на одно поле.

На диаграмме пешки а2 и b2 стоят на начальной позиции и могут пойти и на два поля и на одно. Пешка а2 на поле а3 или а4, а пешка b2 на поля b3 или b4.

Видно, что остальные пешки белых уже ходили, поэтому могут двигаться только на одно поле. Пешка с3 может пойти на поле с4, пешка g6 на поле g7, пешка h5 на поле h6.

У пешки, в отличие от других фигур, просто ход и ход со взятием отличаются. Опять вспомним римского легионера.

Прикрытый широким тяжелым щитом-скутумом и вооруженный коротким мечом-гладиусом, легионер колол не прямо перед собой, а наискосок от щита, вперед и вбок. Пешка тоже бьет вперед и вбок, по диагонали на одно поле.

На диаграмме пешка d4 уперлась своим щитом в щит черной пешки d5 и не может ее ударить, однако может смертельно ужалить коня на с5. Пешка g6 может пробить ладью на f7 или черную пешку на h7.

Как видим черная пешка е7 стоит на начальной позиции, и поэтому имеет право сделать ход на два поля вперед, на е5.

Имеет-то она имеет, но поле е6 находится под боем белой пешки f5, а пехотинцам бегать по полям находящимся в зоне действия вражеского меча чревато.

В этой ситуации белая пешка f5 может взять пробежавшую мимо черную пешку, а самой передвинуться на поле е6. Такое взятие называется взятием на проходе. Такое взятие возможно только сразу, ответным ходом на рывок вражеской пешки.

Когда пешка, преодолев все опасности, доходит до горизонтали, она, по желанию игрока, превращается в любую фигуру, кроме короля. В подавляющем большинстве случаев пешку превращают в наиболее сильную фигуру, в ферзя.

Другие правила шахматной игры 

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах.

Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности.

И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

Начинающему шахматисту ещё следует запомнить важное правило, шахматные полководцы, отдав необдуманный приказ не могут его сразу отменить. Назад ходы не берут, а прикоснувшись к фигуре, обязаны ею пойти. «Тронул — ходи!»

(17548)

Источник: //chess-boom.online/pravila-igry-v-shahmaty/

Как можно быстро научиться играть в шахматы

Не учите Бога играть в шахматы

Слово «шахматы» в переводе с древнеперсидского языка означает «король умер». Регулярно археологи находят свидетельства того, что в них играли по одним и тем же правилам в Америке, Индии, Японии и Китае. Одним из главных достоинств этой игры является развитие интеллектуальных способностей. Зная несколько правил и принципов, можно быстро научиться играть в шахматы.

Основные понятия

На шахматной доске расположено 64 поля (8 ячеек по горизонтали и вертикали), одну половину из которых составляют белые квадратики, а другую — чёрные. Кроме того, на ней есть несколько основных зон и плоскостей:

  • горизонталь;
  • вертикаль;
  • белая и чёрная диагональ;
  • центр (состоит из четырёх полей);
  • большой центр (16 полей).

Во время игры шахматная доска должна располагаться таким образом, чтобы в правом нижнем углу располагалось белое поле. Белые всегда находятся на позиции А1.

Расположение фигур

Второй ряд составляют исключительно пешки. В первом ряду фигуры располагаются следующим образом: две ладьи ставятся по бокам, следом идут кони по обе стороны, затем — два слона (офицера).

Остаётся только два свободных поля, которые должен занять ферзь с королём. Здесь правило будет такое: ферзь ставится на ячейку, соответствующую ему по цвету.

Началу игры обязательно предшествует проверка: оба ферзя должны стоять друг против друга.

Особенности нападений

Ладья ходит и атакует исключительно по вертикали либо горизонтали. Слон перемещается по двум диагоналям, на которых находится. В игре два слона одного игрока не пересекаются.

Ферзь является самой сильной фигурой. Он ходит в любых направлениях: по горизонтали, вертикали, по белым и чёрным диагоналям. Король также ходит по любым ячейкам, но зона атаки у него ограничена девятью полями, то есть он передвигается и атакует только по одному шагу в каждую сторону. Конь ходит буквой Г и может перепрыгивать как через свои фигуры, так и через фигуры соперника.

Существует положение «вилка», когда у коня есть выбор в атаке какой-либо из двух фигур. Пешки ходят только по одному полю, назад передвигаться они не могут.

Но в начале игры у каждой из них есть возможность сделать два шага за один раз. Все фигуры, за исключением пешки, ходят и бьют по одной и той же траектории.

Пешка передвигается прямо и атакует только по диагонали. Назад она ходить не может.

Необычный ход пешкой

У шахматистов есть понятие «взятие пешки на проходе». При этом чёрная пешка находится на поле G6, а белая — на H7, то есть с начала игры ещё не делала никаких перемещений. Она может перепрыгнуть поле H6, которое находится под атакой. Здесь человек, играющий чёрными, вправе пойти на ранее атакуемое поле, забрав позади стоящую пешку на H5. Однако делать это не всегда нужно.

Дебютные принципы

Дебют — это самая первая стадия игры. В него нужно войти хорошо, при этом выполняя основные задачи:

  • грамотно разместить фигуры, чтобы они встали на боевые позиции к середине игры;
  • обеспечить безопасность короля, поскольку он в начале игры довольно уязвим;
  • избегать поспешных ходов ферзём;
  • отдавать приоритет в перемещении коней перед слонами;
  • соединять тяжёлые фигуры;
  • противодействовать планам соперника.

Одним из самых важных принципов, без которого нельзя научиться игре в шахматы, является контроль над центром доски. Любая фигура, находясь здесь, контролирует наибольшее количество полей. Ферзь, пребывая в этой зоне, держит под контролем чуть ли не половину доски и сможет оказать давление в случае появления вражеских фигур. Помимо этого, важно вводить и пешки на эту территорию.

Вторым принципом является развитие фигур, а не солдат. Последние двигаются только для того, чтобы открыть линии. Например, смысл дебюта Е4 лежит в том, чтобы помимо контроля над центром открыть пути для слона и ферзя.

Кроме того, типичной ошибкой является перемещение одной и той же фигуры два раза, если на это нет существенной причины. Конечно, всегда есть свои исключения, но основное правило именно такое.

Если его проигнорировать, то в дальнейшем для игрока создадутся неприятные угрозы со стороны оппонента.

Как играть в шахматы правильно. Как начинать партию в шахматы

Вначале королю необходимо обеспечить должный уровень безопасности. Как правило, это осуществляется с помощью рокировки, поэтому её нужно сделать как можно раньше.

Это можно проиллюстрировать на примере дебюта под названием «Итальянская партия». Игрок после трёх ходов должен освободить два поля между королём и ладьёй (F1 и G1). Таким образом, в следующем ходе он может спокойно рокировать.

Из-за такого манёвра королю вряд ли создадут угрозу в ближайшее время.

Есть два случая, когда рокировку делать нельзя: ранее произведённый ход королём, а также момент, когда был поставлен шах или возникла его угроза.

Третьим принципом является слишком ранее включение ферзя и активное его перемещение. Это связано с тем, что противник может воспользоваться таким поведением для развития своих фигур. Даже если создаются комфортные условия для взятия фигур оппонента, в первую очередь необходимо следовать базовым правилам и производить контроль над центром доски.

Тяжёлыми фигурами являются две ладьи и ферзь. При взаимодействии друг с другом они осуществляют сильную совместную игру, а находясь на одной линии, оказывают себе взаимную защиту.

Стремясь к осуществлению этих принципов, игрок будет встречать сопротивление противника. В то же время необходимо самому наблюдать и предугадывать, какие идеи хочет воплотить соперник, и всячески противодействовать им.

УРОК №1 КАК ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ?

Атака и защита

Обменом называется взаимная атака, когда оба игрока забирают по одной фигуре друг у друга. Здесь также используется понятие ценности, где равноценным обменом считается взаимная потеря одних и тех же фигур. Кроме того, существуют следующие его виды:

  • пешка равна пешке;
  • слон равен коню;
  • конь или слон = трём пешкам;
  • ладья = слону и двум пешкам;
  • ферзь = двум ладьям.

Король бесценен, поэтому его нельзя обменивать. Есть также понятие лёгких и тяжёлых фигур. К первым относятся конь и слон, ко вторым — ферзь и ладья. Обычно в начале партии стараются вводить в игру все лёгкие фигуры.

Шахом называется ситуация, когда король подвергается атаке одной или нескольких фигур противника. Мат — это то же самое, только при этом у короля отсутствуют пути к отступлению.

Шахматная стратегия

Стратегией называется принцип ведения шахматной партии, который охватывает подготовку и осуществление развивающегося плана на позицию соперника. Основными её принципами являются:

  • анализ и оценка позиции;
  • составление дальнейшего плана игры;
  • постоянный расчёт вариантов.

Как быстро победить в шахматах

Кроме того, существуют также другие элементы шахматной стратегии. К ним относятся:

  • создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
  • захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей;
  • создание максимальных трудностей сопернику;
  • овладение пространством (особенно в центре);
  • гармоничное расположение пешек и ослабление их у соперника.

Во время каждой партии следует помнить эти принципы и развивать игру только в соответствии с ними. Это и составляет фундамент любой победы.

Быстрый способ выиграть

Если необдуманно играть с первых ходов, можно очень быстро проиграть партию. Есть так называемый дурацкий мат, с помощью которого можно в рекордные сроки закончить партию. Его можно произвести, если игра происходит с неопытным соперником, который начал заниматься с нуля.

Суть этого мата заключается в следующем: противник в начале игры пошёл пешкой на F3, а затем другой — на G4.

В результате открывается диагональ на короля и ему можно поставить ферзём мат на Н4 (предварительно открыв пути).

Однако надеяться на такое стечение обстоятельств нет смысла, так как это может произойти в редких случаях. Любой более или менее профессионально занимающийся игрок не допустит таких грубых ошибок.

Больше шансов существует поставить человеку «детский мат». Идея его заключается в слабости двух пешек в начале игры. Они находятся на позициях F7 и F2 у каждого из игроков.

Первый ход делается от короля (Е4) для того, чтобы открылся проход для ферзя и слона. Противник в большинстве случаев пойдёт стандартным ходом на Е5.

Здесь будет два варианта атаки: ферзём с поля Н5 на пешку F7 либо по вертикали с поля F3.

Нападать рекомендуется первым способом, потому что со второго хода создаётся уже двойная угроза. Самый слабый ход, который может сделать противник в этой позиции, — походить королём на Е7. В результате можно поставить ферзём мат, переместив его на Е5.

Секреты игры

Во время наступления игроку нужно вводить новые фигуры в атаку, чтобы «поджимать» короля. В начале лучшими и самыми популярными ходами для белых считаются Е4 и D4. После таких дебютов получаются открытые позиции.

Подобное начало игры особенно рекомендуется новичкам, у которых рейтинг меньше 2000. Крепким перворазрядникам и кандидатам в мастера спорта можно стартовать с позиций D4, C4 или конь — F3.

Это так называемые закрытые позиции, в которых более сложно играть.

Некоторые правила

При достижении первой противоположной горизонтали пешка способна превратиться в любую фигуру, кроме короля. Граница, находящаяся на четвёртой и пятой горизонтали, называется демаркационной линией, которая разделяет фланги игроков.

Соответственно, необходимо всегда помнить о следующем: если фигура поставлена за эту линию, то в любой момент она может оказаться под ударом и подвергнуться атаке противника.

При переходе этой границы нужно внимательно смотреть на потенциальные угрозы.

Лучше поздно, чем не научиться. Шахматы

Ловушки ферзевого гамбита

Опасность возникает при ходах игроков на D4, D5 и C4. Если первыми ходили белые, то они теряют пешку на С4. Ошибкой многих новичков является игра по флангу. Такие ходы, как пешка на Н4 и ладья на Н3, являются грубым стратегическим промахом, поскольку в начале партии так ходить нет смысла.

Польза шахмат

Существует несколько основных аргументов в пользу освоения шахмат. Игра развивает логику, память, пространственное мышление, волевые черты характера, а также улучшает когнитивные функции человека. Кроме того, она формирует в ребёнке усидчивость. Многие научные исследования подтвердили, что у детей, которые систематически занимаются, повышается общая успеваемость в школе.

Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал в своих работах формирование у детей 6—12 лет навыка осуществления действий в уме. Иными словами, они начинают мысленно прокручивать в голове всевозможные ситуации и их исходы. В этом возрасте формируется интеллектуальный потенциал ребёнка, поэтому очень важно не упустить этот момент. Соответственно, следует научить их шахматной игре.

Частой ошибкой взрослых при обучении детей является самостоятельная расстановка фигур на доске, где уже со стартовых позиций они начинают объяснять, как ходит слон, ферзь и т. д.

Однако правильно будет показывать каждую фигуру по отдельности на пустой доске, чтобы дети лучше усвоили особенности их движения в пространстве и самостоятельно их двигали.

Это будет сложно, но позволит им всё запомнить.

Начинать обучение рекомендуется с ладьи. Если ребёнок довольно взрослый, тогда можно объяснить ему, что она движется по вертикали и горизонтали. Маленькому шахматисту можно сказать простым языком: вперёд, назад, влево и вправо.

Шахматы задействуют оба полушария головного мозга. Во время игры человек зрительно воспринимает доску, вспоминает прошлые ошибки, изученные дебюты и позиции. В это время работает правое полушарие.

Когда же просчитывается стратегия, и анализируются ходы, то задействуется левое полушарие. Игра учит человека анализировать, ведь во время неё просчитывается большое количество информации. Сильные шахматисты способны решать сложные задачи.

Кроме того, шахматы являются отличной профилактикой болезни Альцгеймера.

Как Играть в Шахматы: Подробное Руководство для Новичков

Adblock
detector

Источник: //sizozh.ru/kak-mozhno-bystro-nauchitsya-igrat-v-shahmaty

Играть в шахматы с компьютером бесплатно онлайн!

Не учите Бога играть в шахматы

Управлять сражениями в компьютерной стратегии сможет абсолютно каждый. Чего тут уметь то! Маги – колдовать! Лучники – стрелять! Драконы – дышать огнём!..

А вот ты попробуй стать настоящим полководцем для армии деревянных коней и пешек.

И когда ты почувствуешь, что твоё ограниченное числом, но неограниченное в возможностях, воинство может разгромить на своей доске кого угодно – тогда ты и станешь не просто гроссмейстером, а настоящим полководцем.

Хочется хорошенько отдохнуть и переключить мозги с бесконечной работы или учёбы на что-то более приятное? Вечера созданы для того чтобы играть в шахматы с компьютером – сложно отыскать более интересное и более полезное для ума занятие! Главное, что, вопреки всеобщему заблуждению, играть в шахматы с компьютером почти так же круто, как и с живым противником. Конечно, правила в этом случае нарушать невозможно, да и двинуть сопернику по голове ферзём в случае проигрыша не удастся – это минус…

Если ты хочешь стать самым сильным в этом интеллектуальном виде спорта, тебе конечно будут необходимы живые противники с нестандартной логикой и способностью к генерации креативных решений.

Но выходить на турнир к настоящим чемпионам нельзя неподготовленным: онлайн шахматы позволят тебе тренироваться сколько потребуется! А уж когда ты натренируешься играть в шахматы онлайн, то можешь смело вызывать на турнир хоть самого Каспарова.

Можно не сомневаться: как и в любом спорте, регулярные тренировки позволят тебе одерживать верх в любой ситуации!

Немного истории

Неспроста мы сразу же начали сравнивать настольную игру с военной стратегией.

Это нам сейчас сложно представить, что конь, ладья или слон (вовсе, кстати, на слона не похожий) могут иметь какое-то отношение к военным действиям.

Где же танки, спросишь ты? Где авиация? Ладно, если мы решили обойтись пехотой – пусть будет пехота… Но почему тогда пешки скорее похожи не на суровых пехотинцев, а на девочек в бальных платьицах?

На все эти вопросы нетрудно дать ответы, если вспомнить, что история игры шахматы берёт своё начало в Древней Индии: учёные сходятся на том, что появилась игра никак не позже 6 века нашей эры.

Поскольку в то время человечество представляло собой уже достаточно цивилизованное и организованное общество, битвы мало походили на первобытные схватки.

На передний план в военном искусстве стала выходить не личная выносливость и сила воинов, а способность их полководца к построению тактики и планированию стратегии боя.

Отрабатывать различные тактические схемы на живых людях даже в те времена было несколько накладно, а потому древние правители решили придумать что-то, что позволило бы им моделировать течение сражения.

И придумали шахматы – не столько игру, сколько тренировочную площадку для полководцев, инструмент планирования и отработки возможных тактических приёмов. На доске оказались именно те войска, которыми в то время располагали тогдашние генералы.

Да и для самих полководцев местечко нашлось: в роли короля, который приносит мало толку как обычный воин, но без которого сражение оказывается проигранным моментально.

Конечно, никаких танков в те времена в помине не существовало – поэтому и до сих пор мы играем ладьями (колесницами), слонами (собственно, слоны – и есть слоны) и конницей. Ну и пехота – куда ж без неё? Пешки имеют самый короткий ход, но их всегда много, и начинают бой именно они. Ну как, у тебя всё ещё есть сомнения, что игра в шахматы отлично отображает картину боевых действий?

Шахматисты всех стран, объединяйтесь!

Разумеется, время не может не сказываться на традиционных развлечениях. И, хотя шахматы не только давно существуют, но и популярны уже очень много веков, более менее устаканились правила этой игры только в 19 столетии.

Окончательно игра приобрела статус не только “повсеместной”, и но “международной” с созданием организации ФИДЕ. История и цель появления этого сообщества типичны для любого подобного объединения в спортивном мире.

С ростом популярности какого-то развлечения увеличивается количество различных трактовок правил, которые делают практически невозможными проведение более-менее масштабных соревнований.

Чтобы превратить настольную игру в настоящий спорт, необходимо создать унифицированную систему правил, механизм присвоения спортивных званий и регламент соревнований. Именно эти вопросы ФИДЕ и решает уже с 1924 года – то есть, почти столетие.

Разумеется, никто не мешает тебе создать свой свод правил – только вот с кем ты будешь играть? А изучив общепринятые правила, одобренные в ФИДЕ, ты можешь играть в шахматы с компьютером, с китайцем или с чемпионом мира – и со всеми по одним и тем же правилам! В этом плане игра в шахматы является универсальным языком общения, ведь, куда бы ты ни приехал, ты всегда сможешь сыграть партейку-другую с любым местным жителем, ничуть не беспокоясь о языковом барьере. Вам просто не понадобится говорить: ваши ходы скажут всё за вас!

Компьютер-шахматист

Так сложилось, что не все из интеллектуальных видов спорта считаются в равной степени ценными для умственного развития. Почему-то заядлый картёжник скорее будет ассоциироваться в обществе с каким-нибудь асоциальным элементом, в то время как шахматист – личность заслуженная и уважаемая.

Этот вид спорта выделяю среди всех настольных игр именно за то, что в нём как нигде велика важность проявления всех аспектов человеческого мышления.

Читая книги и изучая сыгранным другими людьми партии, начинающий шахматист набирает теоретическую базу знаний, которую частично можно даже попробовать перенести на практику: всем нам известно такой понятие, как, например, “классический дебют” – что это как не попытка работу собственного воображения заменить на воспроизведение по памяти наработанных комбинаций?

Однако любой действительно талантливый шахматист в два счёта обыграет новичка, который будет воспроизводить целые сценарии, вычитанные из книг.

Дело в том, что все стандартные схемы давно известны всему миру, а потому легко предсказуемы.

Воспроизводя даже самые гениальные последовательности действий на доске, игрок подставляет себя под удар, ведь противник знает все его шаги на несколько ходов вперёд.

Сложная комбинация наигранных композиций и оригинальных находок – вот в чем заключается истинное мастерство. Неспроста обыграть настоящего чемпиона – более чем непростая задача для компьютера, который по определению способен лишь выбирать наиболее удачные варианты из сотен тысяч загруженных в его память разыгранных когда-то шахматных партий.

Впрочем, это не значит, что нет никакого смысла играть в онлайн if[vfns, если игра не подразумевает настоящего живого противника по ту сторону интернета.

Для того, кто только начинает своё путешествие в захватывающем мире шахмат, компьютерная эмуляция игры предоставляет массу возможностей – и очень маловероятно, что, не обладая ещё достаточным опытом, ты сможешь обыграть бездушную машину на уровне выше, чем “Новичок”!

Хочешь стать настоящим чемпионом? Тогда начинай с онлайн тренировок: они лучше партий с живым противником уже хотя бы тем, что доступны тебе в любое время и в любом месте – хоть среди ночи! Лучшие игры шахматы ты всегда можешь найти на нашем сайте в любом количестве. Тренируйся хоть круглыми сутками: все игры шахматы доступны тебе совершенно бесплатно, и их даже не надо устанавливать на компьютер!

Источник: //multoigri.ru/igri-shahmati

Как научиться лучше играть в шахматы? Инструкция Владимира Барского — Meduza

Не учите Бога играть в шахматы

Матч за звание чемпиона мира между Магнусом Карлсеном и Сергеем Карякиным оживил интерес к шахматам.

Многие люди любят шахматы и знают правила, но играют на очень низком уровне и побеждают лишь тех, кто зевает фигуры и не имеет ни малейшего представления о тактике.

«Медуза» попросила международного мастера, автора книг и учебных пособий по шахматам Владимира Барского рассказать, как взрослый человек может улучшить уровень своей игры.

1. Купите хорошие шахматы. Это важно

Конечно, если вы собираетесь играть исключительно в интернете, можно обойтись и без этого, но все же доску лучше купить.

Во-первых, играть с живым человеком приятно и полезно — в чате вам вряд ли удастся по-настоящему тщательно разобрать с соперником только что сыгранную партию. Во-вторых, это удобно — попробуйте сыграть блиц на телефоне, и вы поймете, о чем речь.

В-третьих, это красиво — человека, который не держал в руках деревянного или хотя бы пластикового короля, сложно назвать шахматистом. 

Выбор, разумеется, зависит от бюджета. Можно купить деревянные фигуры «Стаунтон» (по имени знаменитого английского шахматиста XIX века, принимавшего участие в разработке их дизайна). Можно «гроссмейстерские» — с деревянной доской.

Или пластиковые китайские с доской из клеенки. Главное, фигурки должны быть достаточно крупными и тяжелыми (не падать, если вы их случайно слегка заденете) и свободно помещаться в клетки шахматной доски.

Важно также, чтобы король и ферзь заметно отличались друг от друга.

Карманные шахматы хороши для разбора сыгранных партий, особенно если вы в дороге, но играть в них неудобно. То же самое можно сказать и про сувенирные шахматы, пусть даже очень красивые — на них надо просто любоваться. Шахматные часы на начальном этапе покупать необязательно. Чтобы чему-то научиться, надо играть спокойно, вдумчиво, никуда не торопясь. 

Коротко. Купите хорошие шахматы — достаточно крупные и тяжелые, без лишних украшений. Ферзь и король должны легко различаться. Часы покупать необязательно. 

2. В интернете полно онлайн-курсов, но не забывайте о книгах

Вы легко найдете в интернете множество обучающих курсов (и на русском, и на английском), которые делятся по уровню сложности: для начинающих, для разрядников, для сильных любителей и профессионалов. И все же азы шахмат лучше изучать по старинке, читая качественные книги.

Среди учебников для начинающих абсолютная классика — это «Путешествие в шахматное королевство» Юрия Авербаха и Михаила Бейлина и «Шахматы» Ильи Майзелиса; по ним делали первые шаги десятки, если не сотни будущих гроссмейстеров. Книги до сих пор регулярно переиздаются, найти их несложно.

Они адресованы, в первую очередь, взрослым людям.

Если же они покажутся вам слишком толстыми (как сейчас принято говорить, «много букв»), не комплексуйте и купите себе учебник для детей.

В конце концов, правила там изложены точно такие же: как ставить мат одинокому королю, как поставить вилку и соорудить связку и т. п.

Тут самое важное, пожалуй, чтобы картинки вас не раздражали, а в тексте не было особого сюсюканья: «Дорогой малыш! Хочешь познакомиться с самой древней и самой мудрой игрой на свете?» 

Коротко. Чтение хороших книг — проверенный способ научиться играть.

3. Начните учиться с конца — разберитесь, как действовать в эндшпиле

В шахматной партии есть три стадии — дебют, миттельшпиль, эндшпиль — и каждая из них по-своему важна. Классики советуют начинать изучение шахмат с эндшпиля.

Дело в том, что когда на доске остается мало фигур, вы лучше прочувствуете свойства каждой из них: в позициях какого типа она сильна, в каких не очень.

Базовые книжки по этой стадии: «Что надо знать об эндшпиле» Юрия Авербаха и «Шахматные окончания» Александра Панченко. Их можно найти и в электронном виде. 

Конечно, без знания дебютов тоже не обойтись: если регулярно получать «детский мат», то дожить до эндшпиля не получится.

Выбирайте по возможности открытые начала (белыми е2-е4, черными в ответ на ход королевской пешки — е7-е5), чтобы завязать оживленную комбинационную игру.

Каждый растущий шахматист должен в миниатюре повторить путь, который проделали шахматы за свою многовековую историю, условно говоря — от романтизма к рационализму и прагматизму. Но это уже не начальный, а довольно продвинутый уровень.

В двух словах, основная ваша задача в дебюте — как можно скорее развивать свои фигуры и по возможности мешать противнику делать то же самое. Старайтесь захватить пешками центр.

Выводите вначале легкие фигуры (коней и слонов), потом тяжелые (ладьи и ферзя). Помните, что рокировка — надежное средство обезопасить своего короля от бурь и штормов (по крайней мере, на время).

Без какой-то конкретной великой идеи не ходите в дебюте два раза одной фигурой. 

В середине партии (миттельшпиле) продолжайте, прежде всего, борьбу за центр и за сильные пункты для своих фигур. По возможности сохраняйте гибкую пешечную структуру — в идеале, ваши пешки должны стоять рядком, как легионеры в римской фаланге.

А пешечную структуру соперника старайтесь разрушить: создавайте ему сдвоенные, а также изолированные пешки, на которые легко нападать.

Кроме того, на полях перед такими пешками обычно очень хорошо себя чувствуют ваши легкие фигуры, поскольку чужие пешки их прогнать не могут. 

Коротко. Вначале научитесь играть позиции с малым количеством фигур. Помните о главных задачах дебюта — развить фигуры и захватить центр. Не забывайте о рокировке. Держите свои пешки рядом и разрушайте пешечные ряды соперника.

4. Играйте в интернете с сильными соперниками

Зарегистрируйтесь на сайте — например, Chess.com или на российском портале «Шахматная планета». Там и днем, и ночью полно желающих сыграть. В идеале играть надо с теми, кто вас немножко сильнее.

Именно «немножко»: вы будете учиться у соперника и в то же время оказывать ему упорное сопротивление; тогда как заведомо более сильный обыграет вас так, что вы и ничего не поймете, и он вторую партию играть не захочет.

На начальном этапе имеет смысл играть партии с достаточно длинным контролем: по полчаса или хотя бы по 15 минут с добавлением 5-10 секунд на ход.

Коротко. Выбирайте соперника который сильнее вас, но не на голову. Не надо сразу играть в блиц, по пять или, тем более, три минуты на партию.

5. Не забывайте анализировать свою игру

Сыграв 2-4 партии, обязательно сделайте перерыв и разберите свое творчество. Если играете на компьютере, партии обычно записываются автоматически. Партии с настоящим соперником можно записывать в тетрадку, для этого изучите шахматную нотацию. 

Самый эффективный метод анализа — глядя в запись своей партии, неспеша передвигать фигуры на доске и стараться понять, где допущены ошибки, где что-то пошло не так, как было изначально задумано.

Еще полезнее разбирать партии вместе с соперником, обмениваясь мнениями и впечатлениями: кто какой план собирался проводить, кто что зевнул и т. п.

Здесь речь идет, прежде всего, о соперниках, с которыми вы играли «живьем», за шахматным столиком; в интернете разбирать с противником только что сыгранную партию как-то не принято.

При этом будьте готовы к тому, что соперник в интернете (как правило, играющий под псевдонимом) может написать вам что-нибудь неприятное. В этом случае нет смысла втягиваться в словесную перепалку; вспомните поговорку «на дураков не обижаются» и найдите себе другого соперника.

Сегодня можно анализировать сыгранные партии с помощью специальных компьютерных программ — так называемых «движков» (например, Stockfish). Этот метод позволяет сэкономить время, но он менее полезен, а чем-то даже вреден, так как приводит к привычке «выключать голову».

Такие программы часто можно бесплатно скачать в интернете. У всех движков есть функция просмотра партии и анализа, когда на экране вам показывают оценку позиции.

Обращайте внимание, прежде всего, на большие перепады в оценке: значит, в этот момент вы или ваш соперник допустили ошибку. 

Коротко. Анализируйте сыгранные партии. Лучше всего — вместе с соперником. Можно делать это и самостоятельно. Старайтесь не полагаться исключительно на компьютерные программы для анализа.

6. Не злоупотребляйте игрой с компьютером

Играть с компьютером, конечно, можно, но только в том случае, если нет иного партнера — например, когда нет возможности выйти в интернет. С точки зрения саморазвития это тупиковый путь: на высоком уровне компьютер всегда будет вас обыгрывать, на низком — зевать фигуры и пешки. Гораздо полезнее и приятнее играть с человеком.

лучших современных игровых шахматных программ, таких как «Стокфиш», «Гудини», «Комодо» и ряда других намного выше, чем даже у чемпионов мира. Гроссмейстеры давно уже не пытаются обыграть компьютер, но используют его как незаменимого помощника для подготовки к поединкам с другими людьми. 

Коротко. Играть с компьютером — довольно бессмысленное занятие с точки зрения развития навыков.

7. Чередуйте игру с решением задач и этюдов

Интересно, приятно и полезно решать красивые шахматные комбинации (встретившиеся в практической игре), а также специально составленные задачи и этюды. На том же Сhess.com много упражнений в свободном доступе; их можно решать и с компьютера, и с телефона.

Еще больше задач предлагается за деньги, если вы приобретете членство, но тут уж решайте сами, платить или не платить. На начальном этапе надо решать как можно больше задач на простую тактику: мат в один-два-три хода, двойные удары, вилки и т. п.

С помощью хорошей подборки заданий можно отрабатывать любые элементы игры на любой стадии шахматной партии, но лучше вначале выслушать совет тренера или просто более опытного шахматиста, над чем конкретно вам следует в первую очередь поработать.

Коротко. В интернете вы без труда найдете множество шахматных этюдов и задач. Это полезное и приятное занятие.

8. Если ваш ребенок интересуется шахматами — отдайте его в секцию

Самый эффективный способ научить ребенка хорошо играть в шахматы — поручить это профессиональным тренерам и педагогам, благо в России огромное количество кружков и секций, где можно заниматься бесплатно либо за весьма умеренную плату. Здесь можно узнать адреса региональных шахматных федераций, а там подскажут, куда вам лучше обратиться.

Очень популярны детско-юношеские шахматы в Москве. Ведущие шахматные школы столицы: имени М. Ботвинника (во Дворце творчества на Воробьевых горах), «Юность Москвы» (в клубе им. Т. Петросяна, ул. Большая Дмитровка, д. 11), «Перово» (в одноименном Дворце творчества), а также школа им. А. Карпова и Русская шахматная школа (по несколько филиалов).

Но начинать можно и в районных кружках и секциях. 

Коротко. В России много хороших шахматных секций. Если ребенку нравятся шахматы, поручите его обучение профессионалам.

Источник: //meduza.io/feature/2016/12/11/kak-nauchitsya-luchshe-igrat-v-shahmaty

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.