< Почему родителям трудно с подростками? - Психолог

Почему родителям трудно с подростками?

Содержание

Трудный подросток. 8 советов психолога

Почему родителям трудно с подростками?

Галина Дятлова.

Не зря к подросткам прицепилось это слово «трудный». Действительно, наступает момент, когда наши милые дети превращаются в каких-то других, несговорчивых, обидчивых и вспыльчивых, во всем нам противоречащих людей. Иногда кажется – незнакомых.

Им и самим трудно приспособиться к себе новым. Физически – они почти взрослые. Они хотят свободы, но еще не готовы к ответственности за нее.

Как разрешать конфликты? Как пережить это трудное время и сохранить добрые отношения?

8 советов психолога в конце статьи.

Когда родители приводят своих подростков к нам на тренинги КУБ, они порой жалуются психологам, что стало трудно договориться с ребенком, что тот перестал прислушиваться к их мнению, ведет себя безответственно, не хочет выполнять их требования. Родители испытывают разочарование, гнев и бессилие.

Подростки часто воспринимают помощь родителей как должное, не понимают, что чем они старше, тем больше их отвественность. Они требуют свободы, а заботу родителей воспринимают как насилие.

Помочь подросткам и родителям наладить отношения, понимать и уважать чувства друг друга – важная задача тренингов КУБ.

На тренингах ребята могут по-новому взглянуть на отношения с родителями. Подростки прорабатывают в сценках свои реальные конфликты. Ребята учатся общаться и договариваться, справляться с негативными эмоциями. Они становятся уравновешеннее и увереннее в своих силах.  В результате отношения в семье теплеют, растет уважение.

Нам, родителям, тоже стоит по-новому взглянуть на отношениям с нашими подростками и понять причины, почему же стало трудно, и что мы можем с этим сделать.

Биологические предпосылки

Мы ещё ушли совсем немного от родни с мохнатыми боками, много наших чувств – четвероного,

а иные – даже с плавниками.

Игорь Губерман

Давайте посмотрим, как это происходит у наших ближайших биологических родственников – высших приматов. Часто такое сравнение помогает разобраться в истоках многих человеческих проблем. Ведь как бы ни хотелось нам думать иначе, законы биологии действуют и на нас.

Несмотря на всю нашу разумность, инстинкты никто не отменял, хоть мы и стараемся найти нашим поступкам рациональные объяснения.

Когда детеныши других приматов (а человек относится к приматам) достигают половой зрелости, они начинают самостоятельную жизнь, к которой уже вполне готовы.

Люди, в отличие от других приматов, строят постоянные семьи из одного мужчины и одной женщины. И когда их ребенок превращается в подростка, (а по факту – в половозрелого человека) между ним и родителями часто возникают конфликты. Ведь наши инстинкты говорят нам, что не должно быть в одной семье двух взрослых особей одного пола.

Инстинктивно, неосознанно между родителем и ребенком одного пола возникает конкуренция, а с конкурентом неизбежны конфликты. Между ребенком и родителем противоположного пола появляется сексуальная притягательность. И поскольку она запретна и неосознанна, начинает работать, так же неосознанно, защитный механизм в виде конфликтного поведения.

Кроме того, независимо от пола, мы просто обнаруживаем на своей территории еще одного взрослого человека. И этот человек ведет себя на нашей законной территории не как гость, а как хозяин, он требует отдельную комнату, да еще и просит без стука не входить.

Его инстинкт требует своей территории, а наш –  с возмущением бросается защищать нас от посягательств нашу территорию.

Может быть, вам трудно поверить в то, что вы только что прочитали. Вы, скорее всего, не замечали такого в своей жизни. Но учтите, все мы научились прилично себя вести и рационально объяснять  себе собственные поступки.

А неосознаваемые страсти кипят, иногда прорываясь наружу и вызывая тем бОльшую бурю, чем меньше мы осознаем наши инстинктивные мотивы.

Поэтому лучше нашу биологическую природу учитывать и контролировать, чем по незнанию отдать ей полное управление.

Социальные предпосылки

Раньше вопрос отделения подростка от родительской семьи решался достаточно легко. Ведь еще недавно человек в подростковом возрасте уже считался вполне взрослым. Мог работать, воевать и заводить семью.

В России всего 300 лет назад (ничтожное время по биологическим меркам), в 1714 г. Синод установил брачный возраст для женщин 13 лет, для мужчин – 15 лет.

А помните, сколько лет было Ромео и Джульетте?

И сейчас много стран, в частности, исламских, где в брак могут вступать, по нашим понятиям, дети. Например, в Иране брачный возраст женщин сейчас 9 лет, а мужчин – 15 лет.

Однако в большинстве светских государств это не так. В России мы к 15–летнему человеку относимся как к ребенку. Ведь с социальной точки зрения наш подросток, несмотря на усы или грудь, еще ребенок в том смысле, что имеет очень мало жизненного опыта, чтобы жить самостоятельно и считаться взрослым.

Хорошо, если к двадцати пяти дети закончат учебу и смогут содержать себя и свою семью.

Вот и получается, что все биологическое и в нем, и в нас говорит, что это взрослый половозрелый человек, и в то же время, мы прекрасно понимаем, что это еще ребенок не готовый к самостоятельной жизни.

Кто виноват?

Когда возникают конфликты и напряженность в отношениях с подростком, многие родители склонны обвинять в этом себя или ребенка. Конечно, каждый не совершенен, и наверное, что-то мог бы сделать лучше. В то же время нужно помнить, что подросток проходит необходимый этап взросления.

Это трудное время и для него, и для родителей. Но оно неизбежно пройдет. И вы сможете наладить дружеские отношения уже на новом, взрослом уровне. Можно провести аналогию с прорезыванием зубов.

Этот этап взросления тоже нередко происходит мучительно для ребенка, который плохо себя чувствует, и для родителей, которых он изводит своим нытьем и капризами. Да и прорезавшиеся зубы травмируют грудь кормящей матери.

Но ни один родитель не захочет, чтобы у  ребенка не было зубов! Родители понимают, что нужно по мере возможности облегчать ребенку страдания, набраться терпения и ждать. Все само пройдет.

Что делать?

Ждать когда «все само пройдет» с подростком вовсе не так просто. И период гораздо дольше. И причины совсем не столь очевидны, как с зубами.

Что же делать?

  1. Поддерживать собственную позитивную самооценку, как родителя. То, что происходит – не ваша вина. Это просто закон природы. 
  2. Уважать необходимость подростка психологически отделиться от вас. Ему это необходимо, чтобы вырасти полноценным взрослым.
  3. Давать подростку больше свободы, иначе он все равно попытается взять ее силой. Дав эту свободу сами, вы сохраните более дружественные и уважительные отношения.
  4. Постепенно отдавать подростку контроль над все большими сферами его жизни. Ему необходимо учиться на собственном опыте и ошибках. В конечном итоге будет оптимально, если вы сможете вмешиваться в его жизнь, только когда заподозрите угрозу его жизни и здоровью.
  5. Оберегать собственные психологические границы – не давать ему садиться себе на шею. Раз у ребенка есть своя территория, вы тоже имеете право на свою.
  6. В подростковом возрасте основной референтной группой (той, чье мнение для него важно) становятся не родители, а другие подростки и чужие взрослые, от которых у подростка нет причин отделяться. Поэтому будет гораздо полезнее, если вы обеспечите подростку хорошее окружение, в котором он легко научится полезным навыкам, нежели будете сами действовать напрямую. Не зря сказано о пророке в своем отечестве.
  7. Большую помощь может оказать участие подростка в тренинговой группе, где он находится среди сверстников и учится в игровой форме под руководством опытных психологов. Там ребенок может освоить необходимые навыки и разрешить многие психологические проблемы.
  8. И наконец, помнить, что трудный возраст пройдет, и ваши добрые отношения наладятся. Надо только набраться терпения и помочь подростку пройти этот период.

Источник: //pkh.ru/books/trudnyi-podrostok-8-sovetov-psikhologa.html

Трудный подросток – особенности поведения, способы работы и советы родителям

Почему родителям трудно с подростками?

Когда в семье растет ребенок, то с приходом подросткового кризиса его проявления ощущает вся семья. В статье мы расскажем, как понять, что начался сложный период в жизни сына или дочери.

Что подразумевают психологи под определением «трудный подросток», и как вы можете помочь ребенку преодолеть этот этап? Итак, узнайте, как характеризуется непростой возраст, и какие существуют методы решения проблемы.

Трудный подросток: краткие сведения

Трудный подросток – ребенок от 9 лет, поведение которого не вписывается в нормы, принятые в обществе. Попросту говоря, наблюдаются отклонения от общеизвестных норм. К категории трудных подростков относятся те, которые не могут найти общий язык с преподавателями, родителями.

Любые методы воспитания принимаются в штыки. При этом их протест доставляет и им множество неудобств. Многие родители предполагают, что трудный подросток чувствует удовлетворение от своих ужасных выходок, однако в действительности, на подсознательном уровне он испытывает страдания.

У таких ребят имеются сложности психологического характера, и это проявляется практически во всем. Они проявляют агрессию, у них часто меняется настроение, подавленность сменяется вспышками ярости, они испытывают депрессивное состояние, страх.

Все это подавляет трудного подростка, оборачивается проблемами в учебе, в семье. Общая учебная программа им дается сложнее, они не желают выполнять общие требования, ссорятся с учителями. Различные факторы провоцируют переход подростка от обычного к трудному.

При этом такие дети необязательно похожи друг на друга: кто-то отстает в физическом развитии, другой обгоняет по этому показателю прочих сверстников, третий чрезмерно возбудим, четвертый очень замкнут и так далее.

Все трудные подростки имеют собственные индивидуальные особенности, и было бы неправильно их обобщать.

Знаменитый воспитатель Антон Макаренко заявлял, что к пяти годам формируется личность ребенка, и впоследствии внести коррективы в воспитание очень сложно.

Когда впервые появляются признаки того, что в воспитании возникли сложности? В момент, когда ребенок начинает осознавать воспитательное воздействие. Согласно различным исследованиям, условия, которые окружают ребенка в раннем детстве, впоследствии могут стать причиной проблем в подростковом возрасте.

Воспитателям и родителям малышей важно осознавать это, ведь им приходится иметь дело с чутким и податливым детским мозгом. Родители, воспитывающие трудного подростка, должны осознавать, что сейчас исправляют ошибки, допущенные на предыдущих этапах воспитания.

Не спешите расстраиваться – пока не поздно все исправить.

Особенности поведения трудных подростков

Итак, как понять, что в семье трудный подросток? Замечено, что дети, у которых имеются проблемы с поведением, начиная с рождения и до 11 лет, они продолжаются и в подростковом возрасте. Вряд ли это удивит родителей, ведь различные всплески они переживают на протяжении многих лет.

Конечно, не всегда именно родители повинны в этом кризисе. Это не отменяет того, что им придется приложить усилия, и помочь трудному подростку. В современном обществе их число неустанно растет.

Любой, кто общался с трудным подростком или сам был ним, знает, какими особенностями поведения отличаются такие дети. Кажется, будто они пытаются удержать в душе ярость, которая все равно вырывается наружу. Когда трудный подросток проявляет наибольший всплеск негатива?

Чтобы это понять рассмотрим его характерные черты:

  • негативно реагирует на чье-то желание помочь;
  • отрицательно относится к прикосновениям;
  • неохотно идет на визуальный контакт;
  • с недоверием относится к окружающим;
  • испытывает проблемы с учебой и с питанием.

Нередко трудный подросток нуждается в помощи профессионала, и семье не стоит стыдиться за ней обращаться. Это правильное решение, предотвращающее множество неприятностей. Как определить – трудный подросток или нет?

Имеются простые способы:

  • Обратиться за консультацией к профессионалу (педиатру или детскому психологу). Найдите специалиста, вызывающего у вас доверие.
  • Поинтересуйтесь мнением стороннего человека, у которого нет предвзятости или заинтересованности в этом вопросе, и имеющего опыт воспитания подростка.

Почему подростки становятся «трудными»: основные причины

Первым толчком к тому, что появляются отклонения в поведении старшего школьника, становятся проблемы в общении со взрослыми в семье либо в школе. Если кто-то из них поддерживает трудного подростка, то кризис проходит проще.

Если же педагоги и родители настроены негативно, то он пытается найти поддержку извне. Часто выбор падает на асоциальные компании. Ему кажется, что таким образом он повышает свой статус. Впоследствии такую группу покинуть очень сложно.

В переходном возрасте многих детей называют трудными подростками. В этот период ребята демонстрируют изменения в поведении и во взаимоотношениях с окружающими. Самым нелегким периодом взросления считается переход от детства к взрослой жизни – подростковый.

Это накладывает определенные изменения на личность любого человека, а если проблемы с воспитанием были изначально, то процесс взросления проходит еще сложнее.

Именно в этот период психика ребенка перестраивается, появляются существенные изменения в учебной программе, нагрузка возрастает, отношения ребенка к учебе меняется.

В поведении подростка появляются черты, которые оказываются для окружающих полной неожиданностью – нередко это провоцирует конфликты с семьей, учителями, сверстниками. Последствия: сильные внутренние переживания.

«Трудный подросток» – широкое понятие, к которому причисляют взрослеющих личностей, испытывающих определенные сложности в контактах с окружающими. Самые очевидные проблемы выявляются в общении с педагогами, семьей. В силу разных причин, ребенку сложно дается учеба, взаимодействие с окружающими.

Типы трудных подростков

Трудные подростки отличаются друг от друга.

Рассмотрим их типы:

  • Циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость.
  • Конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения.
  • Колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние.
  • Аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и немаленькими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.

Работа с трудными подростками

Какую работу нужно провести с трудным подростком, чтобы улучшить ситуацию:

В школе

Опытные учителя знают, что в работе с такими ребятами стоит придерживаться определенных правил:

  • Подчеркивать их достижения, повышая статус среди сверстников.
  • Увлечь их необычным новым делом, в котором ребенок явно сможет достичь успеха.
  • Поддерживать с ним доверительные отношения.
  • Помочь с учебой, позиционировать ее как путь закалки характера.
  • Признание подростка в социально-значимой деятельности.

С психологом

Одно из важнейших направлений работы любого психолога – помочь трудному подростку справиться с кризисом. Если проблема выявлена вовремя и сотрудничество со специалистом начато своевременно, есть смысл рассчитывать на скорый положительный результат.

Какие функции лежат на психологе, работающем с ребятами, испытывающими трудности в социуме: диагностирование, консультация, коррекционный курс.

У специалиста имеется своя область компетенции, и в нее входят многие социально-психологические свойства, характеристики, явления.

При индивидуальных исследованиях личности и психики, выявляются сильные и слабые стороны трудновоспитуемого ребенка. С одной стороны они нуждаются в психолого-педагогической коррекции, но при этом являются частью здорового психологического потенциала личности. На него можно опереться в процессе воспитания.

Что предполагает поведенческая коррекция? Первым делом выявляются проблемы в отношениях подростка со взрослыми, сверстниками. После этого ситуация разбирается, предлагаются методы ее устранения.

Большое значение имеет изучение социометрического статуса подростка в классе, в компании сверстников. Специалисту важно определить место, которое подросток занял в системе межличностных отношений. Анализируются, насколько обоснованы его эмоциональные проявления, имеется ли психологическая изоляция, и если – да, то каковы ее причины.

Как справиться с трудным подростком: советы родителям

Родителям, как и их подрастающим детям, непросто дается сложившая ситуация. Зачастую они становятся свидетелями вспышек ярости, и не всегда способны адекватно реагировать на такие проявления эмоций.

Важно понимать, что за детским гневом скрывается печаль, стыд, смущение и прочие чувства, с которыми он не может справиться. Осознавая свое бессилие, подросток набрасывается на оппонента, действуя на опережение.

Чаще всего подростки не в состоянии осознать собственные эмоции, и не знают, как их выразить приемлемым для социума способом. Также они боятся попросить поддержки, и даже демонстративно от нее отказываются

В чем состоит задача родителей? Помогите сыну или дочери побороть негативные эмоции, и если он хочет выразить гнев, то пусть делает это более конструктивно.

Рекомендации, которым важно следовать:

  • Попытайтесь определить, что скрывает ярость ребенка. Возможно, он волнуется или его одолела депрессия. Возможно, его смущает свой статус в обществе, и сверстники в чем-то превосходят его. Или ему не хватает общения и поддержки?
  • Необходимо установление нерушимых границ. В вашей семье должны действовать разумные правила, за несоблюдение которых подразумевается разумное наказание. Когда вы и подросток будете в благожелательном расположении духа, объясните ему, что чувство гнева естественно, но нужно найти адекватный способ его выражения. Пример: подросток набрасывается на вас. За такие проявления эмоций следует наказание в виде лишения каких-нибудь домашних привилегий или неприятного разговора с человеком, вызывающим у ребенка авторитет. В этом возрасте соблюдение границ особенно важно.
  • Не игнорируйте тревожные сигналы. Возможно, вы заметили, что перед вспышкой ярости ребенок мучается головной болью или активно расхаживает по дому. Возможно, он злится всегда по одной и той же причине. Если человек в состоянии определить ситуацию, вызывающую гнев, ему становится проще его держать под контролем.
  • Помогите подростку отыскать метод, помогающий справляться с яростью. Подходящие варианты: спортивные упражнения. Возможно, ему подойдет спортивный зал, боксерская груша. Некоторым ребятам проще выплеснуть эмоции через музыку или другое творчество. Определите, что вызывает интерес вашего сына или дочери.
  • У каждого подростка должно иметься пространство, где у него будет возможность привести свои чувства и эмоции в порядок. Юноша или девушка, испытывающие гнев, нуждаются в безопасном месте, где ему будет проще прийти в себя. Не нужно преследовать подростка, если он зол, требовать немедленных извинений или объяснения ситуации. Если приступ ярости не прошел, ситуация сразу же усугубиться и даже может стать причиной проявления физической агрессии.
  • Если хотите, чтобы ребенок научился контролировать ярость – умейте сами справляться с гневом. Вы не сможете помочь подростку, если сами не способны держать себя в руках. Пытайтесь сохранять самообладание в любой ситуации.

Источник: //PsyLogik.ru/139-trudnyj-podrostok.html

Почему учить подростков сложнее, чем детей

Почему родителям трудно с подростками?

Когда дело доходит до воспитания, взаимодействовать с вечно отвлечённым подростком сложнее, чем с внимательным и восприимчивым ребёнком.

Это касается и обучения: вкладывать в голову своенравного почти-взрослого то, что он не хочет воспринимать, сложно. К средней школе переходный возраст настигает всех, и так начинается отдаление от детства.

В системе образования задействовано три четверти детей, фактически детьми не являющихся. Это подростки. Они меняются, требуют и отрицают.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Почему подросток — не ребёнок

Дети хотят ощущать принадлежность к родителям и сходство с ними ради близости и общности, которые они получают взамен. Ребенок ориентируется на взрослого, а тот, чтобы укрепить доверие, во всем ориентируется на ребенка.

Обычно у детей в 9-13 лет очень высокая самооценка, потому что дома их во всем поощряют.

Каждый шаг в обучении сопровождается родительским «молодчина!» Еще больше поощрений проговаривается для того, чтобы ребенок ни в коем случае не останавливался на достигнутом: «Давай попробуем? У тебя точно получится!».

Подростки хотят избавиться от старой детской привычки и готовы променять схожесть с родителями на независимость и поиск своей индивидуальности.

В ответ, памятуя об ответственности и безопасности, родители начинают выделять растущему организму больше пространства, дают ему свободу действий и предлагают возможности для самореализации. Но вот только не все так просто.

Процесс взросления связан с отказом от всего старого и знакомого в пользу нового и неизвестного, поэтому «подростковость» порождает страхи и требует серьезной отваги. В частности, на первых порах, примерно до 15 лет, у ребенка развивается пониженная самооценка по многим причинам. Например:

  • Чтобы вырасти, ребенку нужно распрощаться со всем, что доставляло ему радость в детстве.
  • Огромный мир, полный открытий и опыта, на деле может оказаться даже слишком большим.
  • Отношения с родителями становятся все более напряженными.
  • Половое созревание усиливает застенчивость от физических изменений, которые невозможно контролировать.
  • Ответственность от безграничной свободы обескураживает.
  • Социальная борьба за принадлежность к «семье» сверстников избирательна и порой даже жестока.

Факторы, усложняющие обучение подростка

В старой рекламе IBM была такая фраза: «Изменения — движущаяся цель». В нее трудно попасть. Из-за того, что подростки проходят через такое количество изменений, установить с ними связь взрослым порой не под силу. «Мы никогда не знаем, что он выкинет сегодня!» — жалуются родители.

Оставаться в близких и крепких отношениях с кем-то, кто меняется с невероятной скоростью, порой довольно трудно

Это справедливо как для родителей, так и для учителей. Изменения по всем возможным фронтам развития усложняют работу в школе в десятки раз. Взаимодействие с подростками и их отношения друг с другом регулярно испытывают преподавателей на прочность. Давно исчезли терпеливые, податливые и впечатлительные детки. С подростками воспитание в классе становится непростой задачей и вот почему.

1. Личные приоритеты могут меняться. У ребенка в школе на первом месте обычно стоят достижения, на втором — дружба, на третьем — внешний вид. У подростков сама эта структура терпит существенные изменения. Для того, чтобы быть принятым в группу сверстников, нужно выглядеть подобающе.

Значит, на первое место выходит внешний вид. А вот стремление к достижениям уже не играет такой роли, как, впрочем, и сами достижения.

Учителя должны вернуть обучению былой уровень, сделать так, чтобы школьникам захотелось учиться в период, когда социум и физиология «бьют» по ним и ухудшают успеваемость.

2. Внимание может стать рассеянным. Система самоуправления, которая хорошо работала в условиях простого, защищенного и оттого безопасного мира детства, уже не может справиться с реалиями нового времени.

Возросшие требования средней школы, завышенные ожидания родителей (ведь ребенок стал взрослым), гормональные изменения, жестокая конкуренция в отношениях со сверстниками и особенно сильная подверженность влиянию внешнего мира — все это ужасно запутывает.

Уделять должное внимание одному предмету становится сложно.

3. Возрастает подверженность скуке. Младенец полон изумления, ребенок — интереса, а вот подростки полны скуки.

Почему так получается? Чтобы «выйти» из детства, подростку приходится забросить многие дорогие сердцу увлечения, которые он «перерос».

Главный вызов периода взросления — построить новую базу, которая бы обеспечила личностный смысл, наслаждение и удовлетворение. Это требует исследований, экспериментов и опыта.

Однако пока что все пространство занимает скука, и обычно она бывает двух видов. Первая — это скука от пустоты: «Я не знаю, что мне делать в этой жизни». Вторая — от загнанности: «Я ненавижу то, что меня заставляют делать». Скука болезненна, потому что она одинока.

Эмоциональное состояние, в котором человек не может найти себя, придать миру и другим людям желаемый смысл.

В класс подросток приносит оба вида скуки, так что учитель, который может вызвать интерес в своих нестабильных учениках, фактически проделывает работу по сохранению душевного равновесия своих подопечных.

4. Авторитеты чаще отвергаются. Ребенок растет под полным контролем. Маленькая девочка или мальчик уверены, что они должны подчинятся родителям. Взрослые устанавливают правила, дети им следуют. Но подростковый возраст полон стремления к свободе: молодежь понимает, что растет в период компромиссов. Родители уже не могут просто запретить что-то или решить за подростка.

Иллюзия родительского контроля рассеялась. Взрослые все еще устанавливают правила, но теперь подростки могут нарушать их, если пожелают.

В средней школе эти изменения прослеживаются на отношении к выполнению домашней работы. Родителей сбивает с толку то, что подросток забывает принести выполненную работу в школу, теряет ее в своем рюкзаке, оставляет у друзей — в любом случае задание не доходит до стола учителя. Для ученика же все естественно, с него нет спроса: он сделал работу, но забыл дома. Что ему могут сделать?

5. Обучение становится рискованным. Нет, оно не становится опаснее. В зоне риска не детская жизнь, а детская самооценка и гордость. Для ребенка вся радость обучения заключалась в возможности больше знать и больше мочь, в попытке получить одобрение и поддержку от родителей. Обучение было легким способом повысить свою самооценку.

Со вступлением в психологически незащищенный возраст высказывать свое мнение в полный голос, предлагать новые темы для изучения становится все опаснее, преимущественно из-за сверстников. Мы помним, что учеба в подростковом возрасте отходит на третий план, учиться не «круто». Просто сделав домашнюю работу, можно заклеймить себя «ботаном» на все оставшиеся школьные годы.

Обычно отречение от учебы проходит 5 ступеней:

  1. Для начала показывается невежество: «Я не знаю». (Сверстники: «Ты этого не знаешь?»)
  2. Потом — ошибки: «Я перепутал». (Сверстники: «Ты снова все сделал не так!»)
  3. Затем ребенок чувствует себя глупо: «Я не понимаю».

    (Сверстники: «Да что с тобой такое?»)

  4. Далее — выглядит глупо: «Это унизительно» (Сверстники: «Да ты тормоз!»)
  5. В конце концов, он получает свою оценку: «Кажется, я провалился?» (Сверстники: «Ты никогда и не научишься!»)

Подростку нужна огромная выдержка, чтобы справиться с противостоянием в классе. Учитель же может не обращать внимания на невежество, ценить ошибки, помогать, когда ребенок чувствует себя глупо, уважать стеснение и оказывать поддержку. Ведь обучение направлено на устранение невежества. Хороший преподаватель точно знает слова Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю».

6. Существует соблазн уйти «в сеть». Подростки растут в двух мирах, а не в одном. Есть мир рутинных дел и растущей ответственности офлайн и полный нескончаемого и мгновенного развлечения онлайн-мир. Несмотря на то что часть материала осваивается учениками в интернете, больше времени требуется для обучения в классе, за партой и с бумажными учебниками.

Если бы вы были подростком, какой из двух миров вы бы выбрали? Ответ очевиден

Учителя сегодня отчаянно борются с попытками подобных «побегов», когда на самом деле им тоже нужно обратиться к интернету. Интернет — мир, который может дать больше, чем вы можете себе представить. Можно научить ребенка искать информацию, смотреть образовательные и интересные ему передачи, учить географию — и не только через игры и приложения.

Источник: //mel.fm/starshiye_klassy/625194-teens

Трудный подросток

Почему родителям трудно с подростками?

Трудный подросток – личность, психологически находящаяся в подростковом возрасте, чье поведение не соответствует социально принятым нормам, обычно это касается непослушания, убегания из дома, употребления психоактивных веществ, совершения преступлений различной тяжести и прочих моментов.

Количество трудностей, приносимых изменениями в характере и поведении ребенка, оценивается всегда субъективно, и то, что для одной будет восприниматься, как ужас в последней стадии, для другой будет представлять вариант нормального развития.

Практически стопроцентная вероятность, что ребенок, имевший трудности коммуникации, социальной адаптации, построения адекватных отношений и понимания общественных норм перейдя возрастной рубеж, превратится в трудного подростка.

Ожидания родителей, что ребенок перерастет детские трудности и стабилизируется к более взрослому не то, что не оправдываются, они получают еще более тяжелый вариант взаимодействия.

Работа с трудными подростками включает как коррекционные программы, так и профилактические меры, целью которых есть выявление группы риска и предупреждение нарастания возможных социальных отклонений.

Яркими эмоциональными проявлениями трудных подростков является избыточная аффективная реакция на прикосновения и объятия близких, возможно нежелание встречаться взглядом, стремление к повсеместной демонстрации своей независимой позиции от окружающих. Но самостоятельное определение подростка в группу риска не может быть полноправным и объективным, для точной постановки диагноза или взятия на учет необходимо задействовать специалистов психологической сферы.

Даже если родителям не нравится поведение подростка, а учителя требуют принять решительные меры, это не всегда свидетельствует о потребности в коррекции. Вполне возможен такой вариант, что поведение подростка актуально и выполняет защитную функцию вследствие нападок со стороны нетактичного окружения.

Причины

Причины изменения поведения подростков обусловлены гормональными изменениями организма. Формирование половой системы, появление своего взгляда на мир, осознавание интимных желаний приводит не только к отсутствию понимания собственных мотивов и желаний, но и повышению агрессивности, особенно среди парней.

Гормональная перестройка приводит также ко многим изменениям тела – появляются высыпания, меняется волосяной покров и привычные пропорции.

Все это происходит с такой скоростью, что психика не успевает адаптироваться и возникает множество комплексов.

Именно снижение самооценки, отсутствие адекватного восприятия себя провоцирует стремление к изоляции, чрезмерную реакцию на любые комментарии, повышенную агрессию, как способ защиты от возможных психологических травм.

Но невозможно все объяснить исключительно гормональной перестройкой, ведь множество подростков хоть и проживает этот период тяжело, но не меняются столь кардинально. Стабилизирующим или усугубляющим фактором является привычная схема взаимодействия в родительской семье.

Так, при повышенных требованиях к ребенку, точно также как при неоцененности его возможностей родителями, формируется неверная самооценка. При высоких требованиях перенапряжение может вызывать агрессию, а при снижении подросток обижается, считая, что его обесценивают.

Нарушение норм вызывает внимание отовсюду – родители, сверстники, учителя, незнакомые прохожие. Именно поэтому подросток, испытывающий дефицит внимания или считающийся белой вороной, изгоем может начать совершать недопустимые поступки.

Цель одна – стать заметным, ведь голод по вниманию можно удовлетворить не только положительным дружеским общением, но и страхом других или злостью близких. Сюда можно отнести не только действия ради внимания, но также попытки отомстить за обиды.

Ощущение, что братьев любят больше вгоняет в позицию противостояния и отщепления от семейных устоев. Игнорирование родителями потребности в тесном контакте может заложить отношение ко всем исключительно с позиции выгоды, а в остальном подросток будет вести себя обособленно.

Любые личностные обиды на друзей или членов семьи могут вызывать поведение, выходящее за рамки принятые социумом (развод родителей, нежелание делиться игрушками, унижение при значимом человеке или от него и прочее).

Чем более зрелой становится личность, тем сильнее выражается стремление к отстаиванию собственного мнения и взглядов.

Только если будучи ребенком, индивид предпочитает слушаться взрослых, поскольку чувствует себя явно слабее, то, как раз в подростковом периоде наступает момент для демонстрации своей позиции.

По сути родители сильно удивляются того, насколько иными могут быть взгляды их ребенка, а все попытки запретить или скорректировать поведение наставлениями приводят только к усилению противостояния.

Работа психолога

Методы работы с трудными подростками обычно разрабатывают психологи, даже если потом данные рекомендации будут осуществляться школьными учителями или родителями.

Основная деятельность психолога охватывает широкую диагностику, в процессе которой специалист исключает моменты физических и психологических патологий.

Это необходимо, чтобы своевременно назначить лечение при органических поражениях, когда коррекционные методы воздействия бессильны.

Кроме того, важным является определение степени социальной дезадаптации, от чего зависит план последующих реабилитационных мер. В некоторых случаях будет достаточно консультации родителей, в других необходима совместная работа ряда специалистов, а возможна временная вынужденная изоляция трудного подростка.

К диагностической роли относится также выявление детей группы риска для дальнейшего проведения профилактических или коррекционных мероприятий относительно неблагополучной социализированности.

Но диагностика имеет и позитивную направленность, а не только поиск недостатков.

Так важным является выделение сильных сторон и черт личности, благодаря наличию которых можно строить план изменения, где именно эти качества послужат опорой для развития.

После подробного диагностирования личности трудного подростка, его ближайшего окружения и складывающихся взаимоотношений, наступает коррекционный этап.

В каждом случае он индивидуален, но сводится к нормализации процесса диалога между трудным подростком и значимыми людьми в его жизни, стабилизации стрессогенных ситуаций.

Возможна психотерапевтическая работа с комплексами и уровнем самооценки, регуляция места в группе сверстников, научение новым стратегиям взаимоотношений.

Деятельность психолога направлена на гармоничное внедрение трудного подростка в общую социальную группу, и создание возможностей для личностной самореализации в ней.

Выбор терапевтического направления может быть любым, его основная цель – заинтересовать трудного подростка (арт-терапия, фототерапия, гештальт, психодрама, игротерапия – именно данные направления пробуждают наибольший интерес к сотрудничеству).

Кроме психокоррекции самого подростка, психолог обязательно взаимодействует с его семьей и оптимально еще и с педагогическим коллективом. Невозможно изменить человека, если его окружение продолжает жить прежней жизнью, втягивая его обратно. Данные занятия с окружением могут проводиться в формате ознакомительных лекций или же тренинговых занятий.

Работа социального педагога

Социальный педагог должен присутствовать в жизни трудных подростков периодически. Это одновременно старший товарищ, способный поддержать и дать дельный совет, наблюдатель, фиксирующий различные личностные и социальные изменения, а также администратор, курирующий социальную работу на всех уровнях.

Сплочение педагогического коллектива, организация благоприятных психологических условий и разработка программ диагностирования и ранней профилактики является наиболее обширной, но очень значимой частью работы.

Перестройка типа взаимодействия учителей, учеников и родителей – главная задача в сложившемся социуме, поскольку неправильная структура таких взаимоотношений увеличивает уровень внутреннего напряжения подростка.

Если он понимает, что педагоги и родители требуют разного, но удовлетворить требования ни одной стороны в полной мере не может, то он выбирает противостоять всем.

Индивидуальную работу необходимо начинать с тех ребят, у которых присутствует педагогическая запущенность. Процедура довольно простая, осуществляется при помощи анализа журнала успеваемости.

После чего с теми, кто попал в категорию риска, проводятся индивидуальные беседы, где присутствует возможность выявления проблем, приводящих к деградации, а также вовлечение трудных подростков в групповые занятия.

На групповых занятиях могут проводиться просветительские лекции, касающихся социальных и общественных норм, этики и особенностей взаимодействия с различными типами и рангами людей.

Тут же может происходить актуализация всего имеющегося опыта трудных подростков, показывающего как можно вести себя, не нарушая требования социального одобрения, и вместе с этой актуализацией внедряются новые возможности для реализации возникших желаний.

В случаях начинающегося ухудшения социальной адаптации рекомендованы индивидуальные профилактические беседы с социальным педагогом, который может помочь скорректировать вектор движения, помочь раскрыть подростку потенциал, а также в деликатной форме напомнить об этической стороне жизни.

Также индивидуальные беседы показаны в ситуациях критических, когда у подростка учащаются случаи привода в милицию, прогула занятий, употребления наркотических веществ и агрессивного поведения.

Предпочтительность индивидуальных бесед будет способствовать большей степени открытости, поскольку перед группой сверстников чаще всего возникает две полярные реакции – закрыться, считая себя выше всей остальной группы, или выбрать провокационную модель поведения, стараясь отвоевать свое положение и показать силу. Когда социальный педагог не справляется, необходимо обращаться к психологу или в правоохранительные органы.

Работа классного руководителя

Классному руководителю часто выпадает наиболее ярко наблюдать все проявления трудного характера подростка. Из-за частого взаимодействия, его слова и поступки могут приводить либо к заострению проблем, либо к мягкой коррекции.

Первоочередным является стиль взаимодействия и то, как классный руководитель обращается к ученику.

Конечно, провоцирующее и агрессивное поведение может вызвать желание унизить, оскорбить и наговорить грубостей в ответ, но именно следует избегать.

Трудные подростки ждут реакции и если их не понимают и пытаются переломить силой, перестают прислушиваться, а классный руководитель становится причисленным к огромной массе непонимающих взрослых. Только уважительное обращение, независимо от поведения подростка и доброжелательная настроенность помогут со временем стать не врагами, а товарищами.

Необходимо сохранять объективность, независимо от личного отношения, особенно в отношении к тем, кто уже давно отличается недопустимым поведением. Очень просто переложить ответственность за любой беспредел в классе на хулигана, чем только будет подкрепляться его манера поведения.

Необходимо рассматривать каждый случай пристально, ища виноватых, тем самым показывая, что вера в подростка существует, и что есть другие пути решения. Если приходится делать замечаний или указывать на недостойность поступков, то негативно характеризовать можно только действия, но не личность.

Самого подростка лучше хвалить и искать в нем положительные качества, указывать чаще на сильные стороны.

Снижайте количество критики, негативных отзывов и угроз – всего этого, трудный подросток, попавший в сложную ситуацию, получает и так сверх меры. Им больше необходим человек, способный вдохновить и поверить в их исключительность, глубоко дремлющие возможности и таланты, скрытую доброту и отзывчивость.

Иногда, классный руководитель может оказаться последним человеком, верящим в положительные изменения, и именно эта вера заставляет трудного подростка работать над собой.

Все из того же протеста, с которого началась дезадаптация, из злости и желания поломать чужие ожидания и предсказания, эти дети могут начать набирать обороты и обходить тех, кого им ставили в пример.

Советы родителям

Работа с родителями трудного подростка является ключевым направлением любой реабилитации, как его, так и семейной системы в целом. В ситуации, когда только начинают появляться первые отклонения, рекомендуется обратиться на индивидуальную семейную терапию, где специалист расскажет оптимальный путь решения проблем и коррекции поведения трудного подростка.

Первый совет касается того, что нельзя чрезмерно увлекаться запретами и наказаниями. Если в детском возрасте это еще могло сработать, то в подростковом бездумное диктование правил, без учета мыслей и чувств, может вызывать реакцию противостояния.

Различия в требованиях не дают подростку возможности отнести себя ни к категории детей, ни взрослых, дополнительное напряжение по этому поводу добавляет, если родители начинают больше требовать, но при этом продолжают решать за него и запрещать.

Необходимо переориентировать общение в ракурс диалога, а не приказного подчинения.

Родителям стоит начать проявлять больший интерес к жизни своего ребенка, организовывать совместное времяпрепровождение, проявлять свою любовь. Это будет нивелировать стремление получить внимание через негативные поступки.

Помимо устранения психологического дискомфорта, активная включенность в жизнь подростка поможет ориентироваться в возможных трудностях в его окружении сверстник и вовремя посоветовать правильное решение.

Помощь в развитии задатков и реализации возможна также только при условии информированности о происходящем.

Не ждать быстрых результатов и не требовать мгновенных изменений – тактика, позволяющая не спугнуть начало доверия и дружелюбного взаимодействия с миром. Чем больше шел процесс дезадаптации, усугубления ситуации, тем больше понадобится подростку времени, чтобы вернуться в нормальное состояние.

Если же проблема заключается в приобретение вредных привычек, то родителям также придется отказаться от курения или алкоголя. Никогда зависимость не приобретается в подростковом возрасте без примера в семье, а позже возникает вопрос, почему запрещено увлекаться какими-то веществами только младшему.

В данном случае глобальные перемены затронут всех участников и сами родители смогут прочувствовать, насколько труден путь к изменениям.

Источник: //psihomed.com/trudnyiy-podrostok/

Трудный подросток — что делать родителям и куда обращаться

Почему родителям трудно с подростками?

Трудным подростком обычно называют юношу или девушку, переходный возраст которого проходит тяжело для него самого и для его близких. Что делать родителям сложного подростка: если коротко, то запастись терпением, понять и продолжать любить.

Особенности переходного периода

Спусковым крючком, запускающим начало изменений в поведении ребенка, является половое созревание. У ребенка изменяется тело, не может не измениться и психика.

Появляются новые поведенческие реакции, эмоциональное восприятие обостряется, вчерашний ребенок начинает испытывать резкие перепады настроения, ухудшается концентрация внимания, начинают проявляться неусидчивость, быстрая утомляемость, слабость.

У разных подростков все эти симптомы выражаются по-разному. Одни доставляют больше хлопот себе и окружающим, другие — меньше. Мы обращаемся в первую очередь к тем, кому повезло меньше: у них вместо милого ребенка появился грубящий и ленивый трудный подросток, который не убирает за собой, по-хамски отвечает на простые вопросы и совсем запустил учебу.

Это очень трудно, иногда почти невозможно перенести, но именно в этот период ваш бывший ребенок взрослеет и умнеет, превращаясь в полноценную сформированную личность. Это время очень сложно не только для родителей, но и для самого ребенка. От нас ему требуется помощь и поддержка. И чем труднее нам с ним, тем труднее ему самому с собой, таким новым и непонятным.

Надо понимать одну очень важную вещь: основное противоречие переходного периода — это разрыв между потребностью в признании себя самостоятельным и взрослым и отсутствием для этого социальных условий.

Советы родителям трудного подростка

Если ваш ребенок — трудный подросток, что делать родителям:

  1. Поддерживать собственную позитивную самооценку как родителя. Подростковый кризис — не следствие ваших ошибок и несовершенств. Вам важно сохранять уверенность в себе как в родителе несмотря ни на что.
  2. Уважать право подростка на самостоятельность. Ребенку необходимо психологически отделиться от родителей, иначе он не сможет вырасти полноценным взрослым.

    Личные границы принципиально важны в этом возрасте. Нарушать их очень не рекомендуется. Уже совсем в крайнем случае. Школьные двойки — не крайний случай. Мы говорим о гораздо более страшных вещах.

  3. Давать подростку больше свободы. Бесполезно закручивать гайки, давить и запрещать.

    Это только заставит трудного подростка добиваться силой большей свободы, чем ему на самом деле требуется.

  4. Кроме того, принципиально важно сохранить контакт с подростком.

    Самое главное, что мы можем сделать на данном этапе, — сохранять благоприятную атмосферу дома, оказывать психологическую поддержку, помогая чаду понимать себя и адаптироваться к изменениям, происходящим в переходном возрасте. Это никак не означает попустительства и безразличия.

    Это означает доброжелательность, уважение к личности подростка и его мнению, признание его права на его собственную, отличную от вашей, жизнь.

  5. Постепенно отдавать подростку контроль над все большими сферами его жизни. Он должен учиться на собственном опыте и ошибках. Учеба должна все больше и больше становиться зоной личной ответственности подростка.

    Разумеется, вы рядом и готовы помочь. Но только по просьбе самого ребенка.

  6. Обозначать и строго соблюдать границы допустимого. И соблюдать их самим! Если вы требуете от ребенка уважительного тона в разговоре, то было бы полезно придерживаться его самому.
  7. Строго следить за соблюдением ваших собственных психологических границ.

    У родителей, кроме обязанностей, есть и права. В том числе и на свою жизнь.

  8. Помните, что для подростка самыми значимыми становятся другие подростки и чужие взрослые, от которых у подростка нет причин отделяться. Поэтому очень важно обеспечить ребенку хорошее окружение.
  9. В трудных случаях подростку (и вам!) помогут специалисты.

    Но не стоит возлагать на них слишком большие надежды. Они помогут, но не решат за вас все проблемы. Куда обратиться родителям трудного подростка — в кризисный центр (например, на Чапыгина, 13 в СПб), к школьному психологу, в различные коммерческие центры, специализирующиеся на помощи подросткам.

  10. И самое главное — помните: трудный возраст рано или поздно пройдет, ребенок станет разумнее и спокойнее. И будет вам очень благодарен, если несмотря на его, порой невыносимое, поведение, вы сохраните с ним уважительные и теплые отношения.

0

0

1274

Источник: //littleone.com/publication/0-6167-chto-delat-roditelyam-trudnogo-podrostka

Трудный подросток советы психолога

Почему родителям трудно с подростками?

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Тема нашей очередной статьи «Трудный подросток советы психолога». Расскажем почему и в каком возрасте возникают проблемы с подростками. Рекомендации по преодолению проблем. Обо всем узнаете, прочитав нашу статью полностью!

В подростковом возрасте часто возникают трудности с окружающими, происходит становление личности, проявление характера, стремление показать свою значимость. Этот процесс начинается в возрасте 11 лет, современные психологи утверждают, что возможно и более раннее взросление. У кого-то оно проходит безконфликтно, но многие дети проявляют настоящее девиантное поведение.

Как определить, что пора вмешаться

Стоит отметь, что каждый ребенок по мере взросления меняется, иногда он проявляет непокорность, раздражение и начинает формировать свою точку зрения на происходящее. Она не всегда приходится по вкусу взрослым и в определенной мере подростка нужно поддерживать, не воспринимать всё враждебно.

Задача родителей — уметь отличать опасные сигналы от небольших капризов и безобидных попыток найти себя. Часто подростки меняют имидж, стремятся сделать что-то экстравагантное, выделиться среди сверстников. Это абсолютно нормально, но взрослым необходимо контролировать, чем именно занимается подрастающий ребенок и останавливать его, если поведение имеет асоциальный или аморальный характер.

Читайте статью о проблемах современных детей и подростков ЗДЕСЬ!

Почему подросток становится трудным

Основные причины синдрома «трудный подросток» возникают из-за конфликтов в семье, неполных семьях или тех, в которых не занимаются детьми вообще, когда ребенок растёт сам по себе. Отсюда возникают жестокость, отчужденность, стремление идти всем наперекор.

Но исключения бывают даже в благополучных семьях, когда родители занимаются своим ребенком, постоянно его контролируют и балуют. Психологи отмечают, что чрезмерная опека тоже даёт почву для появления синдрома «трудного подростка».

Ребёнок, подрастая, начинает бунтовать и даже проявлять агрессию – так он наказывает окружающих за отсутствие личного пространства и элементарной самостоятельности. Примеры такого поведения хорошо известны, когда у блистательных родителей, добившихся в жизни многого, вырастает асоциальная личность.

Другая причина проявления девиантого поведения – дурное влияние третьих лиц, например, компания, друзья. В этом случае подросток попадает под влияние, старается кому-то подражать или просто ведет себя асоциально, чтобы не отбиваться от коллектива.

О проблемах развития в подростковый период читайте ТУТ!

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

Как воспитывать трудного подростка

Если были замечены опасные проявления в поведении, недопустимые или плохо влияющие на здоровье, необходимо постараться понять причину их возникновения.

Если у ребёнка не всё благополучно в семье, то следует донести до внимания родителей, что им необходимо что-то изменить в отношениях, проявить заботу. Если это сделать не удаётся, возможно, кто-то из родственников захочет помочь подростку. Также хорошо корректируют поведение социальные педагоги и психологи.

Если же подобный синдром возник от чрезмерной опеки, то следует выяснить личные предпочтения подрастающего ребёнка, определить его интересы, наклонности и направить их в мирное русло.

Например, занятия в любой секции, отдых в детском лагере. Часто помогает разрядить обстановку отъезд ребенка на каникулы к близким родственникам.

Контроль уменьшится, но не исчезнет, а подросток сможет приобрести некую самостоятельность.

Если же ребенок попал под дурное влияние, то нельзя резко закрывать его дома и категорически запрещать ему видеть «плохих» друзей. Это вызовет протест, встречи будут происходить тайком, когда родителей не будет дома.

Часто доходит до того, что ребёнок начинает прогуливать занятия, посещая компании под видом похода на учебу. Родителем нужно действовать спокойно, мягко и мудро, постараться на примере объяснить подростку, почему ему лучше избегать подобных друзей. Если же это сделать не получается, можно обратиться к психологу — иногда посторонние лица смогут достучаться там, где родители бессильны.

Мы постарались раскрыть тему о воспитании детей в период наступления подросткового кризиса. Рекомендуем дополнительно прочитать статью «Характеристика подросткового кризиса». Расскажем про основные симптомы проявления кризиса у вашего ребенка-подростка. Как помочь девочке преодолеть непростой период взросления. Как психологически поддержать ребенка. Читайте подробности в статье!

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

Источник: //superwoomen.ru/semya-i-deti/trudnyj-podrostok-sovety-psixologa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.