< Удовольствия: способ употребления - Психолог

Удовольствия: способ употребления

Содержание

Удовольствие – психология

Удовольствия: способ употребления

Значение слова «удовольствие» варьировалось в зависимости от эпохи. Что такое удовольствие сейчас — и как оно понималось раньше? Какими способами можно получить удовольствие?

Удовольствие — положительная эмоция, появляющаяся в процессе удовлетворения определенных потребностей. Согласно Эпикуру удовольствие отождествляется со счастьем. Это называется гедонизмом. Стоики придерживались иного мнения — они приравнивали удовольствие к страсти, которая приводит к появлению привычки, делает людей зависимыми.

Происхождение слова «удовольствие»

Оно произошло от древнерусского «удоволъ», однокоренного с «воля», «доволен». Есть другая теория, изложенная в книге в 1977 году В. Э. Орлом. По ней удовольствие — это «воля уда». Удом именовали мужской половой орган. То есть раньше удовольствие связывалось лишь с сексуальным удовлетворением, но сейчас так называют эффект от любых вещей и действий, которые вызывают приятные эмоции.

Где у нас центр удовольствия?

У человека в мозге найдена область, которая отвечает за удовольствие — этот центр находится в мозолистом теле, где расположен мост между полушариями. Центр удовольствия богат гормоном дофамином, который отвечает за наслаждение. При электрической стимуляции области человек испытывает наслаждение.

Наркоманам умеют «замораживать» с помощью азота и хирургического вмешательства этот центр для того, чтобы перекрыть зависимость от наркотиков. Однако этот метод недостаточно изучен и имеет побочные эффекты. Так, к примеру, организм хочет восполнить недостающие приятные эмоции, испытывая повышенное сексуальное возбуждение или, наоборот, утрату либидо.

Так что подобные операции довольно противоречивы, а манипуляции с «центром удовольствия» чреваты негативными последствиями.

Принцип удовольствия

Зигмунд Фрейд разработал теорию работы психики человека. Психика работает по основным принципам — их всего четыре. К ним относится принцип удовольствия, постоянства, навязчивого повторения, нирваны.

Удовольствие по Фрейду ведет к снижению психического напряжения до минимальных значений. Ученый сопоставляет эмоцию с влечением к смерти — в обоих случаях организм стремится к снижению психических нагрузок.

А Жак Лакан, другой ученый, считал, что удовольствие возникает «от зависимости и эрекции желания».

Религии и удовольствие

В христианстве телесные удовольствия вроде чревоугодия — смертные грехи. Им противопоставляется духовное удовольствие — радость, блаженство. А в буддизме в противовес удовольствию ставится страдание (дуккха), вызываемое неудовлетворенным вожделением.

Гормоны удовольствия

Гормоны удовольствия выделяются естественным путем, когда мы совершаем некоторые действия. Что делать, чтобы доставить себе удовольствие?

Эндорфинов выделяется больше, если человек:

  • улыбается;
  • смеется;
  • занимается физической активностью;
  • делает то, что ему нравится;
  • ест острую еду;
  • ест горький шоколад;
  • общается с близкими.

Для повышения уровня серотонина, другого гормона удовольствия, выполняйте следующее:

  • почаще окунайтесь в приятные воспоминания;
  • займитесь йогой;
  • пройдите курс массажа;
  • заряжайтесь солнечным светом;
  • осваивайте техники релаксирующего дыхания;
  • больше двигайтесь и правильно питайтесь.

Дофамин вам уже известен — его уровень тоже необходимо поддерживать. Будьте активными, высыпайтесь, достигайте поставленных целей. Самореализация доставляет много наслаждения.

Важно получать удовольствие от жизни, иначе она становится тусклой и неинтересной. О том, как получать наслаждение разными способами, читайте в наших материалах Как получить удовольствие и Как удовлетворить себя.

Источник:

Психология удовольствия: что нужно знать, чтобы не обманывать себя

Две основные мотивации деятельности человека — избегание неудач и достижение удовольствия.

У каждого человека они проявляются в разной пропорции, но ни у кого не может произойти полного замещения одной мотивации другой.

Сегодня мы расскажем вам о двух принципиальных базисах гедонистической мотивации и о том, как не обмануть себя, стремясь постигнуть блаженство в том или ином проявлении.

Теория принятия решений (ТПР) говорит нам, что потребитель (будем использовать привычный термин из микроэкономики), в каждый момент принимающий определенное решение для дальнейшего развития событий, всегда стремится максимизировать свою выгоду.

Но если ТПР предлагает нам вполне конкретные математические методы оценки полезности, то наш мозг действует исключительно интуитивно, быстро предлагая нам альтернативы и сравнивая нашу “довольность” в каждом конкретном варианте.

Единственное, что он не может учесть — то, насколько объективно он оценивает предполагаемую степень удовольствия.

Кафедра психологии Гарвардского университета, в частности, профессор Дэниэл Гилберт, тщательно исследовали это явление и пришли к следующему выводу: человек практически никогда не может достоверно определить, насколько он будет счастлив, если выберет одну из альтернатив. В подтверждение этого Гилберт провел серию экспериментов с картофельными чипсами, сардинами и шоколадом. Одна группа студентов должна была оценить свою степень удовольствия от поедания чипсов до, после и вместо сардин и шоколада; другой же предлагалось просто попробовать все эти продукты в произвольном порядке. Если бы вы сейчас оказались в первой группе, вы бы, подобно гарвардским студентам, сказали, что чипсы после сардин покажутся гораздо вкуснее, чем после шоколада — однако вторая группа подтвердила, что это не так.

В действительности не существует никакой разницы, после чего употреблять чипсы; альтернативный выбор всегда улетучивается в момент реализации принятого решения.

Перенесем это на более жизненные ситуации; допустим, после сдачи последнего экзамена перед вами возник выбор: сходить на концерт, отметить конец сессии с одногруппниками или поехать в общежитие и как следует поваляться в кровати.

Если вы думаете об этом сейчас, вы, безусловно, скажете, что перспектива тусовки с одногруппниками представляется чуть более радужной, чем вечер в кровати, и чуть менее интересной, чем поход на концерт.

Но как только вы с группой соберетесь вместе, начнете болтать о прошедших экзаменах или прогуляетесь по вечерней Москве, вы уже не вспомните о концерте или одеялке.

Сравнения в предполагаемом будущем никогда не совпадают с ощущениями в наступившем настоящем — Гилберт назвал это “коллапсом внимания”, когда выбранное событие захватывает нас настолько, что делает любые предыдущие оценки некомпетентными.

Еще один хороший пример, приведенный Гилбертом — ситуация, когда девушка выбирает себе спутника жизни. Сейчас, задумываясь над выбором между чопорным, но обеспеченным банкиром и свободным художником, она боится впоследствии пожалеть о сделанном решении.

Но как только выбор будет сделан, и девушка выйдет замуж, погрузится в бытовые приятности и совместное вечернее времяпрепровождение, она уже не сможет подробно представить себе то, как это было бы с другим избранником, и будет просто наслаждаться тем, что имеет. “Люди, на которых мы не женимся, не живут с нами”, — справедливо замечает Гилберт.

Результат принятого решения всегда радует больше, если возможности повернуть вспять уже нет; однако сомнения возвращаются по мере того, как ты начинаешь понимать, что ситуацию можно переиграть.

Тем не менее, неспособность корректно предсказать ожидаемую полезность того или иного решения — не единственная проблема, открывающаяся при исследовании удовольствия. Порой мы действительно добиваемся того, чего хотим, и даже не единожды, но… можем быстро пресытиться.

Лучше всего это явление можно рассмотреть на примере контактных линз или крафтового пива.

Когда вы, после многолетнего ношения замутненных очков или употребления водянистого пива из ближайшего ларька, в один прекрасный день надеваете контактные линзы или узнаете многогранный вкус “настоящего” напитка — вашим эмоциям нет предела! Однако через полгода даже самые острые ощущения притупляются и уже не приносят былых впечатлений.

Казалось бы, обычное дело, почему тогда это заслуживает упоминания? В случае, когда мы используем удовольствие как положительную мотивацию для какого-либо действия, мы сталкиваемся с очевидным затруднением: бесконечно искать новые поводы для наслаждения — невозможно.

С каждым разом хочется получить все больше и больше, и со временем это начинает сильно отвлекать от самого действия, для мотивации к которому все и задумывалось изначально. Избежать этого эффекта “гедонистической беговой дорожки” можно двумя способами.

Первый предполагает четкий контроль над системой “поощрений”, не позволяющий привыкать к одному и тому же “наслаждению”: система должна быть достаточно гибкой и разнообразной для того, чтобы один и тот же источник удовольствия можно было применять многочисленное количество раз.

Второй метод основывается на усилении эффекта: как только одно “поощрение” перестает работать в верном русле, “поощрение” заменяется на более сильное — но и для того, чтобы его “заслужить”, нужно постараться чуть лучше.

Сочетание этих двух методов позволит эффективнее использовать возможности своего сознания путем достижения личных целей при минимальных эмоциональных затратах; ведь чем больше наши ожидания от предстоящего вознаграждения — тем больше вероятность разочарования.

Итак, сегодня мы узнали, что ощущение удовольствия, на которое мы часто полагаемся при принятии решений или попытке замотивировать себя, не только поддается осознанию, но и вполне корректируется в зависимости от поставленных целей и задач. Остается лишь держать себя в руках и не позволять наслаждениям брать верх над нашими эмоциями, и приручать их прежде, чем они приручат тебя

Источник:

Характер и социальный процесс (психологическое удовольствие)

Тот факт, что идеи несут в себе эмоциональную насыщенность, чрезвычайно важен. Он является ключевым для понимания духа всякой культуры. Различные общества или классы внутри общест­ва обладают своим особым социальным характером, и на его осно­ве развиваются и приобретают силу определенные идеи.

Так, например, представление о труде и успехе как основных целях жиз­ни обрело значимость и привлекательность для современного чело­века вследствие присущих его характеру постоянных сомнений и чувства одиночества.

Тщетно было бы пытаться проповедовать эту идею непрерывных усилий и стремления к успеху индейцам Пуэбло или мексиканским крестьянам; понимая язык, они как лю­ди с другим типом структуры характера не понимали бы о чем собственно идет речь.

Точно также Гитлер и та часть населения Германии, представители которой имеют одинаковую с ним структуру характера, искренне убеждены, что настаивать на воз­можности устранения войн может либо законченный дурак, либо бессовестный лгун. Для людей с таким социальным характером одинаково непостижимы как жизнь без страданий и бедствий, так и представление о свободе и равенстве.

Идеи часто лишь сознательно принимаются определенными группами, которые в силу особенностей их социального характера в действительности не проникаются этими идеями.

Такие идеи ос­таются в виде запаса сознательных убеждений, но люди оказыва­ются неспособными действовать согласно им в решающую минуту.

Идеи могут стать реальными силами, но лишь в той мере, в какой они отвечают особым человеческим потребностям, свойст­венным данному социальному характеру.

Мы должны теперь выяснить вопрос о функции характера по отношению к индивиду и по отношению к обществу. Этот вопрос, как и предыдущий, не вызывает особых затруднений.

Если харак­тер индивида не сильно отличается от социального характера, то основные мотивы личности человека побуждают его к тому, что необходимо и желательно с точки зрения данных социальных условий его культуры.

Так, страсть человека к бережливости и отвращение к бесполезной трате денег может оказаться полезной, если мы возьмем мелкого лавочника, для которого экономия и бережливость — просто условия выживания. Помимо этой эконо­мической функции черты характера имеют также не менее важную психологическую функцию.

Источник: //obu4ayka.ru/psihologiya/udovolstvie-psihologiya.html

Принцип удовольствия. Секрет для посвященных

Удовольствия: способ употребления

В наше время хлеб наш насущный достается нам достаточно легко. И не просто хлеб, а хлеб с маслом. Работать до седьмого пота уже нет никакой нужды: всю тяжелую физическую работу делают машины.

Сейчас у нас есть вкусная еда в супермаркете, жилье со всеми удобствами и деньги, чтобы все это оплатить.

И мы, наконец-то, можем начать получать удовольствие от жизни: отдыхать и развлекаться, ни в чем себе не отказывая…

5 12178 9 Декабря 2015 в 22:05

Психологи уже давно рассказали нам, что человек живет по принципу удовольствия. Делает то, что приятно и старается избегать того, что неприятно. Отдыхать, валяться на солнышке – приятно. Работать – не очень. Но кушать очень уж хочется, поэтому приходится вставать, чтобы добыть пропитание.

Голод всегда был главной причиной активности человека и главной причиной прогресса. Все больше осваивая окружающий мир, человек практически избавился не только от голода, но и от тяжелого физического труда.

В наше время хлеб наш насущный достается нам достаточно легко. И не просто хлеб, а хлеб с маслом. Работать до седьмого пота уже нет никакой нужды: всю тяжелую физическую работу делают машины.

Сейчас у нас есть вкусная еда в супермаркете, жилье со всеми удобствами и деньги, чтобы все это оплатить.

И мы, наконец-то, можем начать получать удовольствие от жизни: отдыхать и развлекаться, ни в чем себе не отказывая. А работают пусть лишь те, кто не может купить себе право на отдых. Так ли это? Давайте разберемся с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Танцуй, пока молодой!

Действительно, у нас в голове сложилась стойкая ассоциация о том, что отдых – это хорошо, а работа – плохо. Современная молодежь на вопрос о мечте отвечает просто: «Были бы деньги, остальное купим!» Вопрос: «А если бы у вас уже был миллион долларов, что бы вы делали?» Самый распространенный ответ: «Отдыхал бы!»

Вот мы и отдыхаем. Пенная вечеринка, пижамная вечеринка, вино, пиво, девочки, мальчики… Все в принципе одно и то же, разница лишь в цене напитков и заведений.

А утром головная боль, пустота и смутное чувство неудовлетворенности. Одни развлечения сменяют другие, новые, более изощренные, за ними следующие, еще круче. Требуется разнообразие и повышение градуса.

Иначе – скука безысходная и тоска смертная.

Почему же нам плохо, когда вроде бы все хорошо?

Получается, что принцип удовольствия не работает? Работает. Но по-другому. Для начала давайте разберемся, что такое отдых и что такое удовольствие.

Отдых – это восстановление сил после РАБОТЫ. Любая мышца в теле человека функционирует по принципу напряжение-расслабление. Если мышцу долго не напрягать, она атрофируется.

Полежать на диване после трудового дня – это приятно. Но лежать на диване сутками это плохой признак. Погулять по магазинам, поглазеть на витрины – неплохой способ расслабиться для многих женщин.

Но бродить по магазинам днями напролет – это уже диагноз.

Вечно отдыхающему-путешествующему-расслабляющемуся становится так же невыносимо скучно и пресно, как и вечно живущему Бессмертному, который ради того, чтобы почувствовать вкус жизни, готов от этого бессмертия отказаться.

Удовольствие: хочу всегда больше, чем могу вместить

Когда вы испытываете жажду, стакан воды сможет доставить вам несказанное удовольствие. А еще один? А третий? А может еще стаканчик? НЕТ, СПАСИБО, БОЛЬШЕ НЕ ХОЧЕТСЯ.

Когда вы голодный приходите домой, кажется, что вы можете съесть слона! Вкусная еда доставляет огромное удовольствие (хотя опыт показывает, что после нескольких дней голода любая еда будет вкусной).

Вы кушаете один кусочек, второй, третий… Через какое-то время происходит насыщение, аппетит пропадает, а вместе с ним и удовольствие от еды.

Как, а вот этот прекрасный кусочек волшебного шоколадного торта? НЕТ, СПАСИБО, БОЛЬШЕ НЕ ПОМЕЩАЕТСЯ.

Когда нет большого чувства голода, удовольствие от еды мы получаем через ощущение разнообразия вкусов и красоты оформления блюд. Но и ресторанная еда рано или поздно становится обыденной. Железное правило «вкусно, когда голодно» работает и здесь.

Удовольствие от удовлетворения потребности мы получаем только до тех пор, пока потребность не удовлетворена. Как только потребность удовлетворяется, организм сигнализирует нам прекращением удовольствия вплоть до отвращения.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет это тем, что объем нашего тела ограничен и все удовольствия, направленные на потребление В СЕБЯ всегда конечны. Вопреки распространенному мнению, увеличение объема потребления не делает человека счастливее. Пресыщенные своим богатством праздные толстосумы нисколько не счастливее обычных людей.

Дураков работа любит?

С другой стороны, мы встречаем людей, которые трудятся день и ночь, получая от своей работы настоящее удовольствие. Хирург, который проводит в больнице большую часть своей жизни, спасая людей и делая сложнейшие операции, тем не менее, чувствует себя нужным и счастливым.

Программист, который не может отойти от компьютера, пока не придумает тот самый нужный код, полностью поглощен своей новой идеей и слышать не хочет об отдыхе.

Автолюбитель, все вечера и отпуска проводит у себя в гараже, так как собирает из двух старых машин одну, но принципиально новую.

И много, много других людей, настолько увлеченных своей работой, что готовы отдавать ей все свое время, забывая не только о развлечениях, но и об отдыхе. Почему же так происходит?

Не кочегары мы, не плотники, или Счастье в труде!

Объяснение дает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Она утверждает, что человечество – это вид, а каждый человек – представитель вида, имеющий свою видовую роль. Его природная задача – не получение удовольствий исключительно для себя, а выполнение своей индивидуальной задачи в общем деле развития человечества.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что каждый человек рождается с определенными заданными от природы наборами психических свойств – векторами, которых всего существует восемь. В одном человеке может сочетаться несколько векторов, которые не только определяют его желания по выполнению видовой роли, но и обеспечивают возможность их выполнения.

Если человек делает то, для чего его предназначила природа, то выравнивается биохимия его головного мозга, он получает «награду» в виде наслаждения и ощущения счастья. Если нет – то он не чувствует удовлетворения от жизни, от своего труда и страдает.

Отдых и развлечения принципиально не могут давать ощущения счастья для человека, так как они направлены на получение индивидуального удовлетворения «вовнутрь». Тогда как труд на благо общества, то есть «наружу», в соответствии со своим предназначением естественным образом наполняет человека радостью.

Потребление вовнутрь ограничено, отдача – бесконечна!

Когда человек выполняет свою программу, реализовывает себя в социуме, живет «на отдачу», то он не устает, а, наоборот, в нем как бы открывается новый, дополнительный источник энергии. Он успевает сделать намного больше, его не мучают болезни и напасти и, самое главное, он чувствует себя счастливым. Такие люди долго живут и сохраняют активность до глубокой старости.

Когда же человек не чувствует себя востребованным, не может реализовать себя, найти себе дело по душе, то ощущение радости жизни постепенно пропадает, накапливается усталость от жизни, и не помогают ни отдых, ни развлечения.

И человек постепенно, посредством болезней, уходит из жизни. Мы наблюдаем это на примере пенсионеров. Вышел на пенсию, кажется, отдыхай, расслабляйся, радуйся жизни. Но нет, человек без работы начинает скучать, страдать и болеть.

Как это работает?

Что это за таинственное предназначение и как его найти? Как на самом деле работает принцип удовольствия? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает исчерпывающий ответ для каждого. Для ясности приведем некоторые примеры.

Человек с мышечным вектором, правильно воспитанный в детстве, будет получать удовольствие от тяжелой работы каменщика на стройке, а по выходным еще ездить в деревню и копать огород. При этом он будет чувствовать себя счастливым и реализованным.

Обладатель зрительного вектора вряд ли научится получать радость от сельскохозяйственного труда, если только это не разведение цветов. Его кредо: красота и любовь спасут мир. При правильном развитии и воспитании такой человек может стать выдающимся артистом, художником, психологом, модельером, дизайнером.

Звуковой вектор требует от своего хозяина внутреннего сосредоточения, и его обладатель не очень замечает, что творится вокруг, но при правильном развитии становится великим физиком, музыкантом, программистом, писателем. При сосредоточении у звуковика выравнивается биохимия головного мозга, он получает непередаваемое удовольствие от своей работы, а люди – новую идею, прекрасную мелодию или новое поколение компьютеров.

Каждый вектор имеет свой набор свойств-желаний, их правильная реализация наполняет нас удовольствием, которое не прекращается, а только увеличивается тем больше, чем больше мы делаем для других людей.

Человек никогда не сможет стать счастливым, если он делает не свое дело, тем паче если он не делает никакого дела вовсе.

//www.youtube.com/watch?v=aHytXPa_sYA

Мы живем в обществе, где навязанный показатель успешности – это количество и стоимость развлечений, которые в наше время приедаются все быстрее и быстрее. Осознать свои природные свойства, понять свое предназначение и начать жить в соответствии с ним – именно здесь и кроется секрет подлинного удовольствия от жизни, это дает нам ощутить настоящий вкус каждого момента.

Узнать больше вы сможете на бесплатных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии. Регистрация по ссылке: //www.yburlan.ru/training

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: //www.YBurlan.ru/biblioteka/princip-udovolstvija-kak-jeto-rabotaet

Михаил Литвак: Наслаждение и удовольствие:

Удовольствия: способ употребления

Наслаждение возникает после того, как биологическая потребность удовлетворена

Наслаждение и удовольствие: в чем разница?

Под удовольствием я понимаю приятное чувство, связанное с удовлетворением биологических потребностей. Таким образом, удовольствие – это то чувство, которое объединяет нас с высшими животными.

Чувством удовольствия сопровождается и акт еды, и питья, и половой акт, и акт дыхания. Да и акт дефекации и мочеиспускания приносит нам большое удовлетворение. Если мы хотим его несколько усилить, нам просто нужно воздержаться от немедленного удовлетворения этой потребности.

Тогда мы сможем испытать нечто вроде радости, в некотором роде напоминающей наслаждение.

Еще древние говорили, что лучшей приправой к пище является голод.

С моей точки зрения, нельзя наслаждаться, если биологическая потребность не удовлетворена. Если я очень голоден, то ем быстро. Если я давно не был с женщиной, то все действия мои поспешны, и наслаждения почувствовать я не смогу.

Наслаждение возникает после того, как биологическая потребность удовлетворена. Например, я сыт, но вдруг мне предлагают мое любимое блюдо. Я его смакую, в общем, наслаждаюсь едой.

Чувство наслаждения в некотором роде искусственно и свойственно только человеку, т.е. наслаждаться едой надо учиться. Тоже самое можно отнести и к сексу. Наслаждать им может только обученный человек, необученный получает только удовольствие.

Все наслаждения, о которых мы только что говорили, телесны и ограничены они нашими физическими возможностями. Но есть и духовные наслаждения. Духовных удовольствий, с моей точки зрения, нет. Я не могу получить удовольствие от прослушивания классической музыки. Здесь только два варианта: или я наслаждаюсь, или погибаю от скуки.

Таким образом, и духовному наслаждению надо учиться. Спектр духовных наслаждений гораздо шире наслаждений телесных.

Духовное наслаждение я испытываю в процессе интеллектуальной деятельности (обдумывание и чтение лекции, работа с больными и клиентами, написание книги).

Не меньшее наслаждение, а, может быть, и большее, я получаю, когда начинаю понимать глубину мыслей известных писателей, поэтов, философов.

Знакомо мне наслаждение от музыки (но не от собственной игры, так как играю я плохо). Доставляет мне наслаждение театр, меньше живопись.

Вы, верно, заметили, что я сейчас сам дал себе характеристику. Действительно, по уровню наслаждений можно судить о развитии человека, его способностях.

Ведь если я не могу чем-нибудь наслаждаться, то я просто этим не владею, я не развит. Умение наслаждаться расширяет наши возможности. Если я получаю наслаждение от купания в бурном море, то никакая погода не испортит мне отпуска.

[attention type=yellow]
Если я не могу ходить по горам, то не смогу насладиться видом с вершины горы.
[/attention]

Степень наслаждения зависит от степени умения. И если я что-то умею делать, но делаю это плохо, то вместо наслаждения приобрету только муки. Перефразируя известное изречение можно выразиться так: «Скажи, чем ты наслаждаешься, и я скажу, кто ты”.

Где искать наслаждения?

Легче и лучше всего в профессиональной деятельности. Но для этого надо стать профессионалом высокого класса.

Если преподаватель говорит, что испытывает большое волнение перед каждой лекцией, что она забирает у него много сил, я начинаю сомневаться в уровне его квалификации. Врач не должен умирать с каждым больным.

Он только должен с чистой совестью сделать для больного все, что можно, и тогда его работа превратится в наслаждение.

Для меня сейчас критерием эффективной работы является наслаждение. Если после работы я устал и не получил наслаждения, то это значит, что и мне следует искать пути повышения ее эффективности.

Есть несколько существенных отличий физических наслаждений от духовных. Физические наслаждения нас скорее разъединяют, а духовные объединяют. Если я получаю наслаждение от красной икры, а количество ее на столе ограничено, еще один любитель красной икры в этот момент другом мне не становится. Вряд ли кто захочет поделиться своим сексуальным партнером, от которого получаешь наслаждение.

Важнейший признак духовных наслаждений – с ними не жалко делиться, наоборот, оттого, что делишься ими, получаешь дополнительный источник наслаждений. Это положение хорошо иллюстрируется восточной притчей.

«У меня одно яблоко и у тебя одно яблоко. Если мы с тобой ими обменяемся, то у тебя останется одно яблоко и у меня одно. Но если у меня одна идея и у тебя одна идея, то после обмена идеями у каждого из нас будет две идеи».

И, наконец, наслаждения укрепляют здоровье и продлевают жизнь человека. Ведь при наслаждении в крови человека повышен уровень эндорфинов и алкоголя, что улучшает процессы адаптации.

Человек, который часто наслаждается, перестает употреблять спиртные напитки, и у него нет склонности к употреблению наркотиков.

Но как к дозе морфия или алкоголя человек привыкает, так и мы привыкаем к объекту наслаждений.

Тот же самый объект после многократного повторения чувство наслаждения перестает вызываться одними и теми же предметами. Обратите внимание, как быстро выходят из моды песни, как быстро вы перестаете наслаждаться недавно полученной и только что отремонтированной квартирой. Приходится придумывать что-то новое. Фактически погоня за наслаждениями является источником развития человека.

Но есть еще один источник наслаждения, который не требует дополнительных материальных вложений и смены объекта наслаждений, особенно духовных.

Источник этот – собственное духовное развитие. Тогда человек начинает больше видеть в том же предмете и в том же человеке. Тогда можно многократно возвращаться к одной и той же гениальной книге.

При последующем чтении ты найдешь в ней что -то новое. Тебя больше начнут интересовать те же самые люди, ибо ты увидишь в них что-то такое, чего раньше не замечал.

И тогда источники наслаждений станут необозримыми и будут всегда возле нас.

Так давайте будем учиться наслаждаться! опубликовано econet.ru

Михаил Литвак

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: //econet.ru/articles/157235-mihail-litvak-skazhi-chem-ty-naslazhdaeshsya-i-ya-skazhu-kto-ty

Наслаждение и удовольствие

Удовольствия: способ употребления

« Назад

11.11.2014 10:13

Личностно растущий человек благодаря своим неудачам развивается и начинает получать наслаждение от тех вещей, к которым был раньше равнодушен, или которых просто не понимал и не принимал. 

Наслаждение следует различать от удовольствия

Под удовольствием я понимаю приятное чувство, связанное с удовлетворением биологических потребностей. Таким образом, удовольствие – это то чувство, которое объединяет нас с высшими животными. Чувством удовольствия сопровождается и акт еды, и питья, и половой акт, и акт дыхания.

Да и акт дефекации и мочеиспускания приносит нам большое удовлетворение. Если мы хотим его несколько усилить, нам просто нужно воздержаться от немедленного удовлетворения этой потребности. Тогда мы сможем испытать нечто вроде радости, в некотором роде напоминающей наслаждение.

Еще древние говорили, что лучшей приправой к пище является голод.

С моей точки зрения, нельзя наслаждаться, если биологическая потребность не удовлетворена. Если я очень голоден, то ем быстро. Если я давно не был с женщиной, то все действия мои поспешны, и наслаждения почувствовать я не смогу.

Наслаждение возникает после того, как биологическая потребность удовлетворена. Например, я сыт, но вдруг мне предлагают мое любимое блюдо. Я его смакую, в общем, наслаждаюсь едой. Чувство наслаждения в некотором роде искусственно и свойственно только человеку, т.е.

наслаждаться едой надо учиться. Тоже самое можно отнести и к сексу. Наслаждать им может только обученный человек, необученный получает только удовольствие. Все наслаждения, о которых мы только что говорили, телесны и ограничены они нашими физическими возможностями.

Но есть и духовные наслаждения. Духовных удовольствий, с моей точки зрения, нет. Я не могу получить удовольствие от прослушивания классической музыки. Здесь только два варианта: или я наслаждаюсь, или погибаю от скуки. Таким образом, и духовному наслаждению надо учиться.

Спектр духовных наслаждений гораздо шире наслаждений телесных.

Духовное наслаждение я испытываю в процессе интеллектуальной деятельности (обдумывание и чтение лекции, работа с больными и клиентами, написание книги).

Не меньшее наслаждение, а, может быть, и большее, я получаю, когда начинаю понимать глубину мыслей известных писателей, поэтов, философов.

Знакомо мне наслаждение от музыки (но не от собственной игры, так как играю я плохо). Доставляет мне наслаждение театр, меньше живопись.

Вы, верно, заметили, что я сейчас сам дал себе характеристику. Действительно, по уровню наслаждений можно судить о развитии человека, его способностях.

Ведь если я не могу чем-нибудь наслаждаться, то я просто этим не владею, я не развит. Умение наслаждаться расширяет наши возможности. Если я получаю наслаждение от купания в бурном море, то никакая погода не испортит мне отпуска.

[attention type=yellow]
Если я не могу ходить по горам, то не смогу насладиться видом с вершины горы.
[/attention]

Степень наслаждения зависит от степени умения. И если я что-то умею делать, но делаю это плохо, то вместо наслаждения приобрету только муки. Перефразируя известное изречение можно выразиться так: «Скажи, чем ты наслаждаешься, и я скажу, кто ты”.

Где искать наслаждения?

Легче и лучше всего в профессиональной деятельности. Но для этого надо стать профессионалом высокого класса.

Если преподаватель говорит, что испытывает большое волнение перед каждой лекцией, что она забирает у него много сил, я начинаю сомневаться в уровне его квалификации. Врач не должен умирать с каждым больным.

Он только должен с чистой совестью сделать для больного все, что можно, и тогда его работа превратится в наслаждение.

Для меня сейчас критерием эффективной работы является наслаждение. Если после работы я устал и не получил наслаждения, то это значит, что и мне следует искать пути повышения ее эффективности.

Есть несколько существенных отличий физических наслаждений от духовных. Физические наслаждения нас скорее разъединяют, а духовные объединяют. Если я получаю наслаждение от красной икры, а количество ее на столе ограничено, еще один любитель красной икры в этот момент другом мне не становится. Вряд ли кто захочет поделиться своим сексуальным партнером, от которого получаешь наслаждение.

Важнейший признак духовных наслаждений – с ними не жалко делиться, наоборот, оттого, что делишься ими, получаешь дополнительный источник наслаждений. Это положение хорошо иллюстрируется восточной притчей.

«У меня одно яблоко и у тебя одно яблоко. Если мы с тобой ими обменяемся, то у тебя останется одно яблоко и у меня одно. Но если у меня одна идея и у тебя одна идея, то после обмена идеями у каждого из нас будет две идеи».

И, наконец, наслаждения укрепляют здоровье и продлевают жизнь человека. Ведь при наслаждении в крови человека повышен уровень эндорфинов и алкоголя, что улучшает процессы адаптации.

Человек, который часто наслаждается, перестает употреблять спиртные напитки, и у него нет склонности к употреблению наркотиков.

Но как к дозе морфия или алкоголя человек привыкает, так и мы привыкаем к объекту наслаждений.

Тот же самый объект после многократного повторения чувство наслаждения перестает вызываться одними и теми же предметами. Обратите внимание, как быстро выходят из моды песни, как быстро вы перестаете наслаждаться недавно полученной и только что отремонтированной квартирой. Приходится придумывать что-то новое. Фактически погоня за наслаждениями является источником развития человека.

Но есть еще один источник наслаждения, который не требует дополнительных материальных вложений и смены объекта наслаждений, особенно духовных. Источник этот – собственное духовное развитие. Тогда человек начинает больше видеть в том же предмете и в том же человеке.

Тогда можно многократно возвращаться к одной и той же гениальной книге. При последующем чтении ты найдешь в ней что -то новое. Тебя больше начнут интересовать те же самые люди, ибо ты увидишь в них что-то такое, чего раньше не замечал.

И тогда источники наслаждений станут необозримыми и будут всегда возле нас.

Так давайте будем учиться наслаждаться!

Источник: //litvak.me/statyi/article_post/naslazhdenie-i-udovolstvie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.