< Телесность глазами фламенко - Психолог

Телесность глазами фламенко

Содержание

Фламенко – это что такое? Как научиться танцевать этот танец?

Телесность глазами фламенко

В мире существует немало танцев. У каждого народа свои ритмы и музыка. Но в современном мире вряд ли найдется человек, который никогда не слышал бы об испанском фламенко.

Женщина, танцующая фламенко

Пожалуй, самой известной в мире исполнительницей, с чьим именем ассоциируется фламенко, стала знаменитая Кармен. Жгучая красавица с яркой розой в длинных черных волосах. Ее образ стал символом танца на все времена.

Под чарующие звуки гитары, сопровождаемые душевным пением, танцует женщина. Ее пышные юбки развеваются в такт движениям. Ее руки извиваются, словно крылья сказочной птицы. Ее глаза полны страсти и огня.

Ее сексуальность притягивает мужчин, словно свет фонаря мотыльков в ночной тьме. Она знает, как она красива, и гордится этим.

Но эта женщина не из дешевок, она знает себе цену, и завоевать ее сердце сможет только лучший.

Фламенко – это танец страсти, огня, выражение чувств и эмоций. В нем нет ничего наигранного или вымышленного. Он – сама жизнь. Исполнять его без вдохновения невозможно. Лучшие исполнители – те, кто вложил во фламенко свою душу, страсть и трепет тела.

Направления танца

Издавна выделяют два направления фламенко, которые отличаются друг от друга по стилистике. Древний cante hondo (в переводе означает глубокий) – это исторически сложившийся культовый танец. В нем выражается сакральная сущность мечущейся души.

Второе направление – cante chico (облегченный). Это современное фламенко, которое утратило духовную составляющую и стало танцем для всех. В обоих классах выделяется свыше 50 разновидностей, различия между которыми сможет понять лишь опытный специалист.

Истоки танца

Фламенко – это танец, зародившийся в глубокой древности. Его истоки берут начало в мавританской культуре. В XV веке в Андалузию хлынули потоки беженцев из Византии.

Среди них были цыгане, евреи, негры и другие народы. Все они жили изгоями, людьми низшего сорта. Вся боль народа выплескивалась в рвущих душу музыке, песнях и в страстных танцах.

Каждый народ внес во фламенко часть своего культурного наследия, частицу своей души.

В XVIII веке ситуация наладилась, гонения на цыган прекратились, танцоры вышли на площади и выступали в тавернах. Искусство, столько веков считавшееся сакральным и запретным, вышло на свободу, завоевав популярность. Испанское фламенко стало символом обретенной свободы.

Уже в XX веке к традиционным испанским и цыганским элементам органично приплелись кубинские мелодии, джазовые напевы. Танец дополнился элементами классического балета.

Слияние жанров

Испанский танец фламенко, по сути, не только зажигательные движения танцовщицы или танцора. Это симбиоз из музыкального сопровождения токе, традиционно исполняемого на гитаре, задушевного пения канте и непосредственно танца байле.

Фламенко – это тройственный союз байлаора, кантаора и тораора. В традиционном исполнении каждый из них может начать свою партию. А остальные поддерживают. Первым может выйти любой из троицы и задать тему.

А оставшиеся подхватят ее музыкальной, танцевальной или песенной импровизацией. Когда на первый план выходит один из исполнителей, остальные держатся на втором плане, чтобы дать выступающему выплеснуть свои эмоции. Но в процессе выступления роли меняются.

И лишь в конце они объединяются в апогее танца, объединенного общим огнем.

Сложные ритмы

Музыкальный ритм фламенко сложно перенять или переложить на ноты. Это импровизация. Каждый раз во время исполнения одна и та же мелодия может воспроизводиться быстрее и медленнее, добавляются переходы и переливы. Истинное искусство танца (Испания) фламенко передается от учителя к ученику.

Исполнители

Известным всему миру фламенко сделали известные исполнители. Как только были отменены гонения на цыган и испанцы узнали красоту жизнеутверждающего танца, он стал необычайно популярен. Уже в 1842 году была открыта первая школа фламенко в Севилье. Именно с этого времени танец стал индустрией, он утратил свою сакральность и таинственность.

На рубеже XVIII-XIX веков был известен исполнитель Сильверио Фронконетти, который нес это древнее искусство в массы. Его выступления всегда были полны страсти и огня. Но многочисленные последователи превратили фламенко из сакрального танца в спортивный, где техника исполнения стояла выше душевной глубины. Именно такой вариант и стал общепринятым во всем мире.

Но на родине, в Испании, остались истинные ценители. Там фраза «В нем нет огня!», сказанная об исполнителе фламенко, является «смертным приговором» для танцора.

Известен случай, когда на одном из танцевальных конкурсов главный приз получила 80- летняя старушка. Она заткнула за пояс юных исполнительниц своим внутренним огнем и страстью, отразившимися в танце.

Ведь, как говорят испанцы, танцевать нужно так, словно сама смерть держит тебя за плечо.

Процесс обучения

Фламенко – это очень популярный танец. Практически в каждом городе есть школы, где обучают ему. Не иссякает и поток желающих познать тайны мастерства. И в этом нет ничего удивительного, ведь именно фламенко раскрывает женскую сущность.

Нельзя быть скромницей в жизни и с жаром исполнять движения на сцене. Начав обучение, женщина меняется внутренне, она освобождается от комплексов, познает себя, раскрывается, словно бутон. Начать обучение можно хоть в 6 лет, хоть в 86.

Ограничений нет.

В Испании всем желающим предлагают пройти базовый курс фламенко для начинающих, состоящий из 10 занятий, которые проводятся по 2 раза в неделю. Познать основы танца можно менее чем за месяц, но чтобы стать профессионалом, понадобятся годы работы.

Хороший педагог, прежде всего, заставит женщину полюбить себя. Ведь только женщина, гордящаяся своей красотой, сможет достойно преподносить себя в танце.

Основная поза – поза полного довольства собой. Гордая красавица не знает комплексов, не видит в себе изъянов и уж точно не расскажет о них другим. После этого прорабатываются женственные жесты, шаги, повороты. Танцовщица – это королева, а зрители, с восхищением глядя на нее, видят в ней неземную женщину.

Почему стоит обучиться фламенко

Каждой девушке, независимо от даты рождения, стоящей в паспорте, стоит попробовать себя в фламенко. Обучение этому танцу раскрывает в женщине скрытые резервы. Уже после нескольких месяцев занятий она поймет, что в жизни нет места притворству и страхам. Женщина сильна и прекрасна, ее не сломить бытовыми сложностями. Она любит и любима.

К тому же регулярные тренировки значительно улучшают фигуру. Основное требование ко всем танцующим – ровная спина как символ несгибаемого характера. О сколиозе и сутулости можно забыть после первых занятий.

Важные элементы танца – отбивание дроби ногами. Оттачивание этих упражнений делает мышцы ног подтянутыми и упругими, а ноги стройными и красивыми.

Руки танцовщицы должны порхать словно крылья. Мастера учат изгибать их красиво и грациозно.

Регулярные занятия неизбежно повлекут улучшение фигуры, подтягивание всех мышц, улучшение их рельефа. Красивая осанка – еще один немаловажный плюс от занятий. Ну а уверенность в себе и избавление от комплекса неполноценности будут приятным бонусом.

Фламенко лечит проблемы подобного рода лучше любых психологов.

Одежда для танца

Фламенко – танец с цыганскими корнями. Одежда для танцовщицы напоминает традиционное платье представительницы кочевого народа. Юбка до пола выполнена из разноцветной материи. Она может быть многослойной или украшенной оборками и воланами.

Во время движения танцовщица словно оказывается охвачена волнами собственного платья. Неотъемлемая часть танца – игра с подолом, который напоминает то безудержные морские волны, то языки обжигающего пламени.

Это платье обязательно яркое, броское – никаких пастельных тонов!

Шаль с длинными кистями – еще один элемент женского костюма. Она может повязываться на талии, подчеркивая стройность силуэта, либо набрасываться на плечи. В этом случае она образует в движении силуэт парящей птицы.

Нередко выступают танцовщицы и с веером, буквально гипнотизируя зрителей и держа в напряжении до последнего момента. Каждый атрибут во время движения под музыку словно оживает, внося свои дополнения в рассказ испольнительницы.

Важная деталь костюма – обувь с каблуками, которыми исполнитель отстукивает ритм. В руках могут быть кастаньеты, которые издают щелчки и задают темп движениям и музыке.

Мужчины, исполняющие фламенко (фото в статье), одеваются в темные брюки с широким поясом и белоснежную рубашку. Можно дополнить наряд короткой жилеткой. Образ исполнителя лаконичен и строг. Это само воплощение мужественности и стати.

Важные элементы

Во время исполнения фламенко танцор не парит над землей, напротив, он уверенно стоит, как бы занимая твердую, жизнеутверждающую позицию. Это символ безопасности и защищенности. Он зянял свое место, оно принадлежит ему по праву, хотя бы на время танца.

В движениях каждой части тела проявляется рассказ о жизни, повествование о том, что волнует каждого в отдельности и всех вместе. Из грудной клетки исходят переживания, обиды, любовь и печаль. Плечи танцора говорят о навалившемся грузе ответственности и вековом угнетении.

Кисти рассказывают о чувствах, это самая выразительная часть тела исполнителя. Широко расставленные локти словно позволяют ему занять твердую жизненную позицию, освободить для себя кусочек под небом. Позвоночник – это основа танца.

Он символизирует несгибаемость характера, твердость духа и упорство.

Движения в фламенко несложны, их не так уж и много. Но каждое из них наполнено глубоким смыслом, таит в себе мудрость веков. Знающий язык танца может поведать миру свою историю, заставить сопереживать всех зрителей. Это путь, ведущий к внутреннему освобождению и радости, хотя внешне он наполнен грустью и болью.

Новые формы

На протяжении истории фламенко менялось, переживало взлеты и падения. И пусть сегодня ценители говорят, что этот вид искусства умер, но интерес к нему не угас.

Напротив, появляются новые виды и течения, основанные на традиционном исполнении и дополненные современными формами. Так появились фламенко-поп, фламенко–рок, фламенко-джаз и джипси-румба.

Каждый из них имеет право на жизнь и находит поклонников и последователей. Но классический танец остается фаворитом!

Новичку сложно разобраться в этих течениях. Но зато каждый может найти то, что ему действительно по душе. Главное – понять дух танца, постичь глубинный смысл движений и вложить чувства в исполнение каждого па.

Фламенко – танец, который можно исполнять без партнера. Здесь не нужна сцена и декорации. Нужно лишь желание изменить свою жизнь, выплеснуть эмоции, поделиться радостью или болью.

Это своего рода индивидуальная программа самосовершенствования, которая раскрывает внутренний мир. Возможно, именно это делает фламенко столь притягательным и известным во всем мире.

Это танец, который невозможно станцевать, не раскрывшись изнутри.

Увидев объявление о наборе в школу фламенко, не стоит проходить мимо. Возможно, это сама судьба подает знак о том, что пора менять свою жизнь, раскрываться и лететь. А танец – это лучший способ сделать это красиво и достойно.

Источник: //FB.ru/article/278764/flamenko---eto-chto-takoe-kak-nauchitsya-tantsevat-etot-tanets

Фламенко – выражаем эмоции в танце

Телесность глазами фламенко

Фламенко появился в 17 веке, как выражение протеста угнетаемых цыган в Европе. Откуда произошло само название фламенко – не ясно до сих пор. Одни считают, что происходит слово от латинского flamma, что в переводе означает огонь. Другие отмечают, что фламенками называли цыган, которые впервые пришли на территорию Испании из Фландрии.

Из истории танца

В 1607 году в Испании издали указ, согласно которому цыган должны были изгнать из страны. Тех же, кто попытался вернуться, могли казнить. Некоторым цыганам все же удалось остаться в Испании, только в самой южной области страны – в Андалусии.

И вместо привычных занятий – гадания, бродяжничества, этим народам пришлось осваивать сельское хозяйство и ремесло. Но выражать свою тяготение к свободе цыганам было необходимо, и для этого прекрасно они стали использовать особый танец и музыку.

Первые танцы фламенко имели религиозный смысл, это своего рода ритуальные пляски, песнопения. Но оригинальность и самобытность данного танца стала привлекать людей по всему миру, и постепенно фламенко оформилось в качестве сценического искусства.

Уже в 19 веке в Севилье появились специальные кафе, в которых проводились выступления лучших танцоров своего жанра, и собиралась публика, которая любила и ценила фламенко.

В 20 веке этот зажигательный танец стал очень популярным театрально-постановочным действом.

Фламенко – сложный танец, выражающий сложные чувства

Те, кто умеет чувствовать фламенко, отмечают, что этот танец можно сравнить с поэзией. Он имеет много разных форм и поэтому с его помощью можно выражать весь спектр переживаний людей. Можно начитать около 80 жанров, каждый из которых будет соответствовать разным эмоциям.

К примеру, такие жанры как alegrias – это танец радости, а вот solea – это танец одиночества. Имеет фламенко и свою мистическую основу – это дух или как говорят цыгане duende. Считается, что эта демоническая сила находит на исполнителя танца в минуты высокого вдохновения.

Кстати, многие инструктора современного фламенко отмечают, что именно невозможность выпустить этот дух и является основной проблемой русских женщин, которые пытаются освоить искусство.

Нужно раскрепоститься, выпустить свои чувства, показать в полной мере все эмоции, и тогда танец станет ярким и неповторимым, а движения станут подбираться сами собой, без сложностей.

Хотя, в современных фитнес клубах очень часто в расписании можно встретить занятия по фламенко и тут не обязательно помнить, да и вообще знать о духовной составляющей танца. Фламенко это отличный способ фитнес тренировки. Одно из основных навыков, которые дается во фламенко это умение отбивать ногами дроби.

С точки зрения ритуалов, именно в движении ногами люди отмечают самую большую силу, умение вырабатывать необходимую энергию. Если рассматривать этот навык с точки зрения фитнеса – через несколько месяцев подобных тренировок значительно подтягиваются бедра, становятся красивыми ноги.

Танец фламенко это также умение вырабатывать красивую осанку, поэтому часто такие тренировки рекомендуют при остеохондрозе, болях в спине. Хотя, нужно быть осторожными тем, кто имеет варикозное расширение вен – такие занятия могут спровоцировать усугубление данного заболевания.

Помимо прочего, людям, которые задумались о занятиях фламенко важно помнить, что такой танец достаточно травматичен и вполне возможно, что у танцоров будут возникать небольшие вывихи и травмы. Пусть не значительные, но они также могут доставлять много неудобств.

Занятия проводят в специальной экипировке. Обязательно наличие специальной обуви на 4-5 сантиметровом каблуке, которые подбиты для удобства выбивать дробь, и в юбке солнце клеш. Партнер для фламенко не требуется.

Часто также придется докупить аксессуары, так как фламенко исполняется с разными предметами в руках – это и шаль, трость, широкополая шляпа, а также веер.

Так как музыка строго структурирована, танец разбивается на определенные рисунки и выглядит в сочетании с музыкой очень органично.

Назвать современным направлением танца фламенко нельзя. Но тренера по фламенко отмечают, что, помимо отличной тренировки, такие занятия дают еще и потрясающую возможность красиво танцевать.

Естественно, в длинной юбке и специальной обуви на ближайшую дискотеку не отправишься, но некоторые движения очень красиво и гармонично сочетаются даже с современной музыкой, поэтому использовать их будет легко во время танцев на вечеринках.

А если добавить к этому еще и развитие чувства ритма и умения адаптировать движения под музыку, которые прививается на занятиях по данному танцевальному направлению, вряд ли можно будет найти лучшего танцора на современном танцполе.

А после танца всегда чувствуется освобождение от старых эмоций, которые мы не можем выразить словами.

Источник: //www.fitfit.ru/zhurnal/napravleniya/flamenko-vyrazhaem-emocii-493-article.html

Фламенко – польза для тела и души – Психология – Домашний

Телесность глазами фламенко

Извивающиеся руки, словно живущие своей жизнью, пронизывающий взгляд, гордая осанка, ритмичный стук каблуков… Фламенко – это не просто танец, а целое направление в испанском искусстве, где одинаково важны хореография, музыка, пение, духовная составляющая, настроение. Фламенко – это эмоции, страсть, ритм.

Это путь, который ведет к внутреннему освобождению и радости. Но за пределами Испании фламенко ассоциируется только с танцем, впитавшим в себя элементы арабской, цыганской и европейской культур.

Впрочем, неслучайно этим сложным для исполнения и понимания видом искусства увлекаются от мала до велика, его танцуют солидные дамы и юные барышни.

У классического фламенко много школ (фанданго, солеа, сегирийя, палос, алегриас, мужская фарукка), той или иной манерой исполнения профессиональные танцовщики овладевают годами.

В XX веке в самобытный испанский танец внесли свежую струю музыкальные направления из Нового Света – кубинские мелодии и джаз.

Среди любителей больше популярны современные виды танца: фламенко-поп, фламенко-джаз, джипси-румба, фламенко-рок.

В Россию мода на фламенко пришла несколько лет назад: появились специализированные студии, да и в спортклубах стали давать уроки. Фламенко – один из самых сложных по технике танцев, он допускает постоянные импровизации, его рисунок замысловат и противоречив, его движения требуют хорошей физической подготовки, гибкости и владения собственным телом, а ритм – приличной выносливости.

Но это не смущает его многочисленных поклонниц, готовых разучивать сложные дроби, повороты и изгибы чуть ли не до упада, лишь бы немного приблизиться к идеалу. Увлекающиеся фламенко дамы, стремятся овладеть страстным танцем, чтобы сразить представителей сильных мира сего, привести себя в форму, стать стройнее, гибче, раскованнее, женственнее, а также обрести уверенность в себе.

Как в танце худеет Эвелина Блёданс. Смотрите видео! 

Возможность стать стройнее

О пользе танцев для души и тела сказано немало.

Танец, в отличие от занятий фитнесом или в тренажерном зале, несет в себе гораздо больший позитивный заряд, да и с тем, что он делает женщину мягче, чувственнее и желаннее, уж точно не поспоришь.

Фламенко, как любой эмоциональный и ритмичный танец, очень полезен для здоровья – физического и психологического. Можно смело считать его эффективным средством коррекции женской фигуры и повышения самооценки.

Если разобрать фламенко «по косточкам» с точки зрения его влияния на женский организм, то получатся сплошные плюсы. Самый существенный и бесспорный – возможность похудеть и поддерживать себя в хорошей форме благодаря регулярным занятиям (не менее 2-х раз в неделю).

Разучивая повороты, наклоны корпуса, «скручивания» и другие «асимметричные» элементы, вы будете постоянно нагружать косые мышцы живота, формирующие столь желанные изгибы женского тела и тонкую талию. Подтянутый плоский живот – это не только красота.

У тренированного мышечного корсета в области талии есть и чисто практическая цель – поддержка внутренних органов брюшной полости.

Руки во фламенко играют очень важную роль – танцовщицы выписывают ими в воздухе кружева узоров, подобные тем, что мастера вырезают на испанских веерах и гребнях для волос, и передают свое настроение.

Эмоции выражаются хлопками, прищелкиваниями и изгибами.

Благодаря этому руки становятся грациозными, мышцы постоянно находятся в тонусе, так что женщине, увлекающейся фламенко, проблема дряблой внутренней стороны предплечья не грозит.

Кроме того, фламенко хорошо прорабатывает мышцы бедра, ягодичные, икроножные. Постоянные нагрузки обязательно дадут желанный результат – походка изменится, объемы уменьшатся, кожа выровняется.

Во время танца мышцы не перекачаются, как на тренажерах, а останутся гармонично сложенными и женственными. Отбивание дробей во фламенко – хорошая профилактика варикоза, целлюлита и застойных явлений.

Все недостатки, а вместе с ними и плохое настроение исчезнут.

Обрести уверенность в себе

Результаты упорных трудов не заставят себя ждать уже через пару месяцев регулярных занятий в танцзале. Разнообразные движения, которые быстро сменяют друг друга в вихре танца, помогают выработать хорошую координацию движений и научиться владеть своим телом.

Изменения можно заметить не только по вырисовывающейся талии и исчезающему животу, но и по распрямившейся спине, расправившимся плечам и гордо поднятой голове.

Если недавно вы плелись или семенили по улице, уныло ссутулившись под бременем забот, опустив голову или втянув ее в плечи, то после занятий фламенко походка станет стремительной, летящей, а взгляд будет устремлен только вперед. Вы обретете уверенность в своих силах и собственной привлекательности.

Врачи-ортопеды всего мира не устают говорить о пользе танцев для укрепления мышц спины и выработки красивой осанки и грациозности, а психологи – о неоценимой пользе для повышения самооценки и раскрытия заложенной природой женственности.

Укрепить дух

Во время танца не только ваше тело, но и мозг включается в увлекательный процесс самосовершенствования и самовыражения. Вместе с гибкостью и грацией развиваются чувство ритма и музыкальность, можно научиться выплескивать свои эмоции в танце, а не держать их в себе, обрести гармонию души и тела.

Фламенко является искусством, которое сформировано духовными знаниями и традициями различных народов средневековой Андалусии и ориентируется:

• на укрепление духа через эмоциональные переживания; • наполнение движением, цветом, звуком и ощущениями;

• приведение сознания к гармонии и равновесию.

И это все скреплено внутренней силой фламенко, его духом – дуэнде. В переводе с испанского дуэнте значит «дух», «невидимка», но в искусстве термин означает – «чувство», «огонь» или «магия». У нас говорят: «В нем нет огня». А в Испании: «No tiene duende» (нет духа).

Если песня или танец не тронут душу, значит в них нет этого огня, магии и силы дуэнде. Дуэнде – это та сила, которая помогает донести искусство до слушателя, тронуть его душу, заставить его смеяться и плакать вместе с музыкой.

Когда к танцору приходит дуэнде, он больше не чувствует усталости или мышечной боли, не чувствует сопротивления тела, не хозяин ему, им правит сила и страсть дуэнде – душа и сама суть танца.

Если вы решили заняться фламенко имейте ввиду, что для начала освойте постановку корпуса, затем изучите положение рук и ног, тщательно отработайте движения кистей рук. Затем идет постановка удара стопы и каблука, так называемого сапатеадо (настоящий танцор фламенко каблуком может извлекать пять разных звуков).

Особое внимание уделяется положениям головы и взгляду, так как именно эти элементы придают исполнению должную характерность. А еще танцору предстоит разобраться в кампасах (ритмических рисунках, характерных для каждой формы фламенко) и освоить хлопки халео.

Нуи и самый сложный этап – научиться чувствовать музыку и отпускать себя в импровизацию, сплетая воедино технику и врожденный темперамент.

  • женская привлекательность
  • уход за телом
  • самооценка
  • магия

Источник: //domashniy.ru/psihologiya/flamenko_polza_dlya_tela_i_dushi/

Стили

Телесность глазами фламенко

Стилей фламенко очень много. Есть наиболее популярные и постоянно используемые, есть те, о которых знают немногие – знатоки этого искусства.

Считается, что сначала появились три вида песен —  toná (тона), seguirilla (сегирийя) и soleá (солеа). Они впоследствии стали основами для базовых стилей фламенко. Тона исполняется а капелла, сегирийа и солеа – под гитарный аккомпанемент. Для каждого стиля пения была свойственна своя особая ритмическая структура (компас).

Все основные стили фламенко делятся на 10 групп.

SOLEA (СОЛЕА)

К группе solea относятся bulerías por soleá, bulerías, caña y polo, jaleos, alboreá, bambera, romances, giliana. Стили этой группы имеют 12-дольный компас с сильными долями на 3-6-8-12 для солеа и 12-3-6 для булерии. Это произведения трагического настроения.

Солеа —  один из основных стилей фламенко, ведущий свое происхождение возможно из окрестностей Кадиса или Севильи. В жанровой классификации фламенко относится к классу канте хондо. Традиционно солеарес исполняются под аккомпанемент одной гитары.

Солеа — один из пало фламенко с наибольшим числом традиционных песен, что особенно ценится слушателями.

Компас (ритм) солеа состоит из 12 долей и наиболее широко используется во фламенко.

Некоторые пало получили свой ритмический рисунок от солеа, например, вulerías por soleá, пало типа Cantiñas: алегриас, ромерас, мирабрас, караколес и в некоторой степени булериас.

Ритмический рисунок солеа образуется группами и двух и трех долей, однако сильные доли располагаются в концах групп, а не в начале, как это принято в западной музыке.

Компас солеа (с сильной долей на 3,6,8,10,12):

1 2 3 4 5 6 7 810 11 12

Однако это только основная структура (фундамент), которая фактически не слышна в «palmas» (хлопках), в гитаре, или в ногах танцора.

Это своего рода сетка, в которой исполнители фламенко сами создают ритм, который может меняться. Существует множество образцов ритмического рисунка солеареса (от очень простого до очень запутанного).

Ритм зависит от настроения, которое артист хочет передать, или цели песни (для одиночного исполнения или для танца).

В отличие от булериаса или кантиньяса, которые исполняются в одном темпе, солеа обычно играется в рубато, то есть темп  замедляется и ускоряется. В таких случаях стараются не использовать хлопки или ударные инструменты.

Солеа имеет много разновидностей, связанных с происхождением из той или иной местности Андалусии. Это солеарес из Алкалы, солеарес из Трианы, из Кадиса, из Хереса, из Лебрихи или Утреры.

CANTINAS (КАНТИНЬЯС)

К этой группе относятся alegrías, cantiñas, caracoles, mirabrás, romeras. Это 12-дольные ритмы с сильными долями на 12-3-6-8-10, с веселым настроением произведений.

ALEGRÍAS(АЛЕГРИАС)

Это palo по ритму похоже с солеа. Название стиля дословно переводится как «радость». Веселый, жизнерадостный танец. Родина алегриаса — город Кадис, время появления – начало XIX века.

Толчком для появления этого стиля стала победа испанцев и арагонцев над войсками Наполеона. Кадис был одним из немногих городов Андалусии, который благодаря своему географическому положению было сложно завоевать.

Часто куплеты алегриаса повествуют именно об этом событии. В танце часто используются движения из национальной арагонской хоты.

Компас алегриаса (с сильной долей на 3,6,8,10,12):

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Этот стиль входит в группу Cantiñas (исп.: народные песни) и обычно исполняется в быстром темпе (120-170 ударов в минуту). Мелодии с подобным темпом, как правило, используются для танцев, в то время как медленные мелодии алегриаса более предпочтительны для пения.

 BULERIAS (БУЛЕРИЯ)

Булерия — это «живая грация цыганского юга Андалусии». Этот стиль предоставляет исполнителю наибольшую свободу для импровизации. В булериас присутствует отзвук всех песен Андалуcии. Здесь можно услышать и алегриас, и фандангильо, и даже солеарес.

Это песни живые, веселые и полные бурных эмоций, но в них проскальзывают и жалобные нотки, свойственные солеа. Считается, что булерия зародилась на Средиземноморском побережье, их звучание напоминает о шуме моря — то безмятежном и спокойном, то о бурном и опасном.

В булерии можно встретить все эмоции, которые способна испытывать человеческая душа. Эта музыка звучит каждый раз по-новому, при этом всегда узнаваема. Она основана на импровизации, но, тем не менее, существуют  довольно жесткие ритмические рамки.

Другие особенности булерии — это яркая индивидуальность гитары при исполнении песен, булерию называют основой гитарной игры фламенко. Сначала единственным предназначением пения был аккомпанемент танцу, и оно подчинялось строгому ритму. Позднее кантаоры усложнили булерию и придали ей большую ритмическую гибкость.

Особенностью танца булерии  — булерии фиесты — является образованный участниками полукруг, из которого они друг за другом выходят для исполнения сольной танцевальной части.

Булерия относится к самым молодым стилям. Она впервые появилась на сценах театров и кафе кантанте в конце XIX века и исполнялась в качестве «десерта» после напряженного исполнения драматичных песен канте хондо. В 20-х годах XX века она уже сформировалась и признавалась наравне с остальными стилями. Сейчас это один из самых любимых и часто исполняемых стилей фламенко.

Компас булерии состоит из 12 долей, начинается с неакцентируемой ноты:

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12

1  2  3  4  5  6  7  8  10  11  12

Другие варианты:

2 3  1 2 3 1  2  1  2  1  2

12  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

TANGOS (ТАНГОС) и TIENTOS (ТИЕНТОС)

К этой группе относятся: tangos, garrotín, tientos, marianas, farruca, tanguillo y zapateado, zambra. Стили этой группы имеют 4-дольный компас, хотя правильнее считать тангос на 8 долей, так, как это и делают испанцы.

TANGOS (ТАНГОС)

Название «тангос» происходит от «tanga» — гулкий звук, шум от удара, также обозначает покачивание. Возможно другое происхождение – от глагола «tangir», т.е. играть на музыкальном инструменте.

Слово стало использоваться для обозначения разных стилей танца по обе стороны Атлантики, что затрудняет поиск корней танца, хотя нетрудно выделить общие формы с аргентинским танго.

Очевидно, на его развитие повлияла американская музыка – сказался результат контактов с кубинской музыкой, хотя именно в Кадисе этот танец берет свое начало. Здесь следует говорить о живом, ритмичном ударном стиле танца, который вместе с булериас составляет основу фламенко.

Исполнялся в изящных и грациозных движениях, быстро и озорно. Ритм его легко запоминается, танец допускает вариативность поз и импровизацию. В своем простейшем варианте без сложных движений, свойственных профессионалам,  тангос может исполнять любой почти любой человек.

Тангос следует  андалузской тональности, хотя встречаются варианты, особенно в Триане или Гранаде, придерживающиеся мажора либо минора. Тангос и румба в настоящее время стали весьма похожи, хотя основные различия (в игре на гитаре) сохранились.

Для танго характерно выделение аккордов, обозначение чета путем резкого перебора струн. В случае румбы гитара звучит непрерывно. Основные тональности: ля – си бемоль, ми-фа. Тангос — один из основных стилей фламенко, а также один из наиболее древних.

Существует множество разных видов тангоса в зависимости от места его происхождения — Кадиса, Севильи, Хереса или Малаги, но почти всегда – это пение, сопровождаемое танцем.

Компас тангоса:

Первая доля безударна, следующие три – ударные.

1 2 3 4   1 2 3 4    1 2 3 4    1 2 3 4  1 2 3 4  1 2 3 4  1 2 3 4

AMERIKANOS (АМЕРИКАНОС)

Отдельное место занимает группа стилей americanos. Сюда относят: guajiras, colombianas, peteneras, rumbas, milonga y vidalita, то есть все, что появилось под влиянием культуры Латинской Америки. Эти стили имеют 4-дольный компас.

RUMBAS (РУМБА)

У танца румба два источника — испанский и африканский: испанские мелодии и африканские ритмы. По настроению — это праздничный стиль.

С одной стороны, в мелодическом плане румба схожа с моделями кубинского характера гуарачеро, с другой стороны, танец фламенко нашел в румбе один из самых чувственных ритмов в перечне стилей фламенко.

Движения бедрами, также как и провокационное покачивание плечами, обратили танцевальное исполнение румбы в расточительность чувственности танцовщицы в самом чистом кубинском стиле, который способствовал быстрому распространению румбы фламенко как стиля для большого числа зрителей.

Испанская румба очень живая и праздничная, она ритмична и постоянно допускает импровизацию. Возможно, поэтому именно румба стала символом фламенко как вольного, свободного танца.

Компас румбы:

1 2 3 4   1 2 3 4    1 2 3 4    1 2 3 4  1 2 3 4  1 2 3 4  1 2 3 4

GUAJIRA (ГУАХИРА)

Этот танец и песня родом из Кубы. «Guajiro» в переводе значит: крестьянин, народная песня, очень распространенная на Кубе.

Гуахира, как танец, происходит из первой половины 20-го века, как сопровождение одноименного пения. Ведет свою ритмику и гармонию из кубинского пунто (punto cubano), стиля, заимствованного в свое время на Кубе и перенесенного на Канары, где произошло смешение с местными танцами. По мнению многих экспертов, этот стиль необходимо определять как кубинский пунто.

Богатством своей мелодии гуахира обязана известному кантаору Pepe Marchena, который эволюционировал свою гуахиру в инструментальный стиль и очень красивую мелодию «Contigo me caso indiana». В 30-40 е годы этот стиль был весьма популярен, сопровождая танец с этим же наименованием, который в настоящее время практически исчез. Это песни в стиле фламенко на основе кубинского фольклора.

Куплеты ее относятся, в основном, к Гаване и ее жителям, доминирующие темы — о любви и ностальгии. Куплеты по 10 восьмисложных стихов. По характеру гуахира очень веселая и ритмичная. Характеризуется мягкостью и имеет салонный характер. Игра идет только в мажоре. В традиционном варианте продолжительность игры невелика, т.к.

как только начинается стук каблуков, аккомпанемент перестает быть мелодичным и лишь четко задает ритм для танцора. Напротив, инструментальные вариации на тему гуахиры, появившиеся позже оригинального варианта, очень мелодичны и изобилуют лирическими отступлениями. Непременным атрибутом танца является использование веера, также иногда используется шаль.
Компас гуахиры двенадцатидольный.

В отличие от стилей группы солеа компас начинается с сильной доли (сильная доля в начале такта):

12  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11

Другие стили (информация готовится)

GENEROS de FOLKLORE

Это народные «околофламенковые» или стили фольклорного направления: campanilleros, zambra del Sacromonte, nanas, panaderos, pregón, sevillanas, villancicos, zorongos. У нас наиболее часто встречается севильяна.

FANDANGOS

Эта группа включает в себя фанданго всех родов и видов — fandangos naturales, fandangos por soleá, fandangos por bulerías, fandangos atarantados, fandangos comarcales (de Huelva: de Alosno, de Rebollo, del Cerro etc).

MALAGUENAS

Эти стили родом из города Малага: verdiales, malagueñas, jabera, rondeña, granaína y media granaína. Компас 6-дольный и 12-дольный.

(Информация взята из книги Эль Монте Анди «Фламенко. Тайны забытых легенд»)

Источник: //bailamos-flamenco.ru/sample-page/stili/

«Фламенко помогает выплеснуть горе, втоптать в землю — буквально»

Телесность глазами фламенко

Photo credit: Tim Dennell on VisualHunt / CC BY-NC

Что дает фламенко и что отнимает, почему у этого танца нет ни национальности, ни возраста и что нужно знать новичкам — исполнители, фильмы, преподаватели — в гиде танцовщицы с 15-летним стажем Натальи Смольяниновой. Я попросила ее рассказать о своем опыте – и увидела фламенко совершенно другими глазами.

Раздвинуть границы

— Фламенко окружено множеством стереотипов: это, мол, чувственное, страстное искусство, которое все – про розы, кровь, любовь, женственность, сексуальность и прочее. Я с этим не могу согласиться.

Фламенко дает куда больше, чем принятие своего гендера или пробуждение чувственности. Оно учит преодолевать и раздвигать границы своего тела и сознания, как бы пафосно это ни звучало. Во фламенко ты всегда на пределе – и физически, и душевно.

Так вот, очень полезно узнать, где он – твой предел, а главное, что за ним.

Фламенко помогает выплеснуть горе, втоптать в землю – буквально.

Считается, что танцы, для которых характерны интенсивные движения ногами (а что может быть интенсивнее дробей!) восстанавливают правильное течение энергии и помогают брать силу из земли.

С практической точки зрения, фламенко лепит красивую рельефную спину и сильные ноги, формирует безупречную осанку и точеные руки.  Но важно помнить, что это не фитнес, с помощью которого можно сбросить вес.

Фламенко (Наташа слева, в черном платье)

Лишний вес и интеллект

— Среди знаменитых танцовщиц фламенко нет худышек, более того, много откровенно полных женщин. И им на это абсолютно плевать. Еще и поэтому фламенко помогает обрести уверенность в себе – оно не требует, чтобы ты была молодой, красивой, худой, с идеальной фигурой.

Интересно, что фламенко развивает нас интеллектуально. Это «умное» искусство, для постижения которого нужно выучить испанский (хотя бы на базовом уровне), освоить сольфеджио, ритмику, в идеале – научиться немного петь и даже подтянуть знание математики (во фламенко очень сложные ритмы, которые нужно просчитывать в голове).

Что оно отнимает? Огромный кусок сердца, который отныне всегда будет ныть, и болеть, и биться в двенадцатидольном ритме, и стремиться в Андалусию.

Сколько нужно заниматься

— Я не устаю повторять, что фламенко – трудная радость. Это очень сложный танец, и физически, и эмоционально. Поэтому, конечно, заниматься надо много и без перерывов.

В идеале необходимо заниматься хореографией хотя бы два раза в неделю и хотя бы раз посещать занятия по технике танца.

Впоследствии необходимы курсы по использованию аксессуаров, которых во фламенко великое множество – веер, кастаньеты, трость, шляпа…


Фламенко (Наташа — крайняя справа)

Пароли  для новичков

— Безусловно, первое, что нужно сделать  — посмотреть фильмы знаменитого испанского режиссера Карлоса Сауры. Это, например, «Фламенко», «Колдовская любовь», «Кармен», «Севильяны». Невозможно не влюбиться во фламенко, увидев эти шедевры кино.

Москвичам (я подчеркиваю, фламенко – искусство без гендера) однозначно рекомендую замечательную школу танца FlamencoAndalu, куда я сама непременно вернусь через несколько месяцев.

Неподготовленному слушателю трудно воспринимать cante jondo (традиционное пение фламенко), поэтому советую начать с относительно современных исполнителей. Это, например, Nina Pastori, Arcangel, Diego El Cigala, El Londro, Miguel Poveda.

Выбрать пятерку лучших танцоров для меня, конечно, сложно. Пусть будет так: Joaquin Grilo, Eva Yerbabuena, Sara Baras, Farruquito, Mercedes Ruiz.

Если хочется узнать, как выглядит современное концептуальное фламенко, очень рекомендую набрать в поисковике имена Rocio Molina и Manuel Linan.

А тем, кто желает почувствовать тот самый вкус крови на губах, о котором писал Лорка, стоит посмотреть на танец Maria del Mar Moreno.

Самое лучшее – скопить денег (увы, задача с нынешним курсом евро) и отправиться в Андалусию. Остановиться в старом доме с патио, вдыхать аромат апельсинов, запивать хамон мансанильей и слушать, смотреть, запоминать. Настоящее фламенко живет именно там, в барах и таблао, на улицах и площадях.

Почему фламенко

— Я занимаюсь фламенко уже 12 лет, но, увы, не беспрерывно – по разным причинам регулярно бросала танцы то на год, то на два. Фламенко – сладкий яд, невозможно его вытравить, единожды вкусив, поэтому я всегда возвращалась. И сейчас, держа на руках четырехмесячного сына, я постоянно думаю о том, когда смогу вновь начать танцевать.

В отношении дочери у меня нет никаких амбиций, но думаю, она полюбит и освоит этот танец, если захочет.

За свои три года она трижды была со мной в Испании, она любит слушать музыку фламенко и часто просит меня показать ей какие-то движения.

Наконец, когда моя любимейшая преподавательница танца, Мария дель Мар Морено, увидела Нину, она безапелляционно заявила: — Esta va a bailar! (“Эта будет танцевать!»).

В ранней юности я занималась клубными танцами – это весело, быстро и абсолютно бесполо.

Лет в 16 ко мне пришло ощущение собственной женственности и захотелось как-то ее выражать, а искусство, как известно, лучшее для этого средство.

Как только появилось такое желание, мистическим образом в жизни моей семьи возникла удивительная Лилия Сафина – руководитель первой московской студии фламенко. Я попала к ней на пробное занятие и, как водится, пропала.

Среди flamencos из других стран принято сожалеть, что они не испанцы, и стремиться во всем подражать нативным исполнителям – красить волосы в черный цвет, носить по три кофты одновременно (испанки постоянно мерзнут), покупать платья в горох.

Очень распространенное мнение — что истинное фламенко могут постичь лишь выходцы из Андалусии. Когда-то я тоже так считала, но теперь знаю, что это огромное заблуждение. Фламенко – над-народное искусство, оно не имеет ни национальности, ни гендера, ни возраста.

Я поняла это во многом благодаря международному фестивалю фламенко в Хересе-де-ла-Фронтера — стараюсь бывать на нем каждый год.

Источник: //smart-cookie.ru/workouts/flamenko-pomogaet-uznat-gde-on-tvoj-predel-i-glavnoe-chto-za-nim/

Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?. Испания по-русски – все о жизни в Испании

Телесность глазами фламенко

Бокалы с холодным вином и сангрией тихонько подпрыгивают на деревянном столе в такт испанской гитаре, вдохновляющее “Olé” раздается из всех уголков, а зрители вместе с артистами поют и хлопают в ладоши, создавая уникальный ритм песни для прекрасной женщины, которая на невысокой сцене кружится в танце.

Именно так проходит типичный вечер в «пенье» (peña) фламенко. Это возможность увидеть собственными глазами, как люди, позабыв обо всем на свете, отдаются во власть музыки, ритма и страсти.

Что же такое фламенко? Как оно появилось в Испании? И какое платье считается классическим в культуре фламенко? На эти и многие другие вопросы мы ответим в нашем материале, посвященном этому прекрасному искусству южной Испании.

Когда и как родилось искусство фламенко

Фламенко появилось вместе с приходом в Испанию цыган из Римской империи в 1465 году.

Несколько десятилетий они мирно жили рядом с испанцами, арабами, евреями, рабами африканского происхождения, и со временем в караванах цыган стала звучать новая музыка, вобравшая в себя элементы культур новых соседей.

В 1495 году после долгой войны мусульмане, многолетние правители большинства территорий полуострова, были вынуждены покинуть Испанию.

С этого момента начались гонения на «неугодных», а именно неиспанцев. Все, кто придерживался другой религии и культуры, должны были отказаться от самобытных привычек, собственных имен, костюмов и языка.

Именно тогда и зародился загадочный фламенко, вид искусства, скрытый от посторонних глаз. Только в кругу семьи и друзей «лишние» люди могли танцевать под любимую музыку.

Однако артисты не забывали о своих новых знакомых, также исключенных из общества, и в музыке кочевого народа слышались мелодические нотки иудеев, мусульман и народов с Карибского побережья.

Считается, что влияние Андалусии во фламенко выражается в изысканности, достоинстве и свежести звучания. Цыганские мотивы – в страсти и искренности. А карибские мигранты привнесли в новое искусство необычный танцевальный ритм.

Стили фламенко и музыкальные инструменты

Существует два основных стиля фламенко, внутри которых выделяются подстили. Первый – хондо, или фламенко гранде. В него входят такие подстили, или по-испански палос, как тонá, солеа, саэта и сигирийя. Это старейший вид фламенко, в котором слушатель может выделить грустные, страстные ноты.

Второй стиль – канте, или фламенко чико. К нему относятся алегрия, фаррука и болерия. Это очень легкие, жизнерадостные и веселые мотивы в игре на испанской гитаре, в танце и пении.

Помимо испанской гитары музыку фламенко создают кастаньеты и пальмас, то есть хлопки в ладоши.

Кастаньеты своей формой напоминают ракушки, соединенные между собой шнурком. Левой рукой танцор или певец отбивает основной ритм произведения, а правой – создает замысловатые ритмические рисунки. Сейчас искусству игры на кастаньетас можно научиться в любой школе фламенко.

Другой важный инструмент, сопровождающий музыку, это пальмас, хлопки. Они отличаются по звонкости, длительности, ритму. Без хлопков невозможно представить ни одно представление фламенко, так же как и без криков “Olé”, которые только придают уникальность танцу и песне.

Классическое платье

Традиционное платье для фламенко на испанском языке называется bata de cola, стиль и форма которого напоминают обычные платья цыганок: длинная широкая юбка, воланы и оборки по подолу платья и на рукавах. Обычно наряды шьют из белой, черной и красной ткани, чаще всего в горошек. Сверху на платье танцовщицы накидывают шаль с длинными кистями.

Иногда ее завязывают вокруг талии, чтобы подчеркнуть грациозность и стройность артистки. Волосы зачесываются назад и украшаются либо яркой заколкой, либо цветами. Со временем классическое платье для фламенко стало официальным нарядом для знаменитой Апрельской ярмарки в Севилье.

К тому же каждый год в столице Андалусии проходит международный показ мод платьев в стиле фламенко.

Мужской костюм танцора – это темные брюки с широким поясом и белая рубашка. Иногда концы рубашки завязывают спереди на поясе, а на шею повязывают красный платок.

Так что же такое фламенко?

Один из тех немногих вопросов, на которые существуют сотни ответов. А все потому, что фламенко – это не наука, это – чувство, вдохновение, творчество. Как любят говорить сами андалусийцы: «El flamenco es un arte».

Творчество, которое полно описывает любовь, страсть, одиночество, боль, радость и счастье… Когда для выражения этих чувств не хватает слов, на помощь приходит фламенко.

Статья оказалась полезной?

Да

(0) (0)

Источник: //espanarusa.com/ru/pedia/article/632071

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.